Пока Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) работает точечно, его все время будут подозревать в какой-то политической мотивации. Об этом в комментарии изданию "ГОРДОН" заявила юрист, эксперт-криминолог Анна Маляр, комментируя задержание экс-нардепа от "Народного фронта" Николая Мартыненко.
"К сожалению, в Украине чрезмерно политизированы все процессы, в том числе и уголовный процесс. Даже я, когда прочла о задержании Мартыненко, сразу загуглила: к каким политическим силам он принадлежит. То есть я тоже ищу политическую подоплеку и тоже не верю в искренность намерений НАБУ, хотя из информационного поля мы много лет знаем, что Мартыненко есть за что подозревать. Но сразу вспоминается, Мартыненко – "Народный фронт", а НАБУ – под влиянием президентского пула. То есть конкурирующие политические силы, несмотря на то, что у них иногда складывается ситуативное общее голосование", – отметила собеседница.
Она считает, если Мартыненко удастся избежать наказания, власть может окончательно потерять доверие граждан.
"Политическая биография Мартыненко многогранна, естественно, у него есть связи во всех политических силах, которые сегодня представлены в парламенте и Кабмине. Думаю, это дело как раз и станет тестом на стойкость к кумовству. Если оно развалится, доверие к власти будет не просто нулевым, а уйдет в минус. Репутация власти и так летит по наклонной вниз. Каждое такое дело, если не будет иметь результата, если человек не понесет наказание, ускорит репутационное падение власти и вообще ее падение", – подчеркнула юрист.
По ее мнению, недоверие общества к любым уголовным производствам, кто бы их не инициировал – НАБУ, прокуратура или полиция – возникает еще и потому, что правоохранительные органы не работают последовательно на информационном поле.
"НАБУ находится в сложной ситуации. Если они собираются честно работать, тогда они должны задержать практически весь политикум. С другой стороны, если они будут работать точечно, мы все время будем их подозревать в какой-то политической мотивации. Поэтому все правоохранительные органы должны демонстрировать одинаковое отношение к представителям всех политических сил и не должны прекращать работать в информационном поле", – сказала Маляр.
Она отметила, что интерес к подозреваемым пропадает после внесения залога.
"Последние 20 лет громкие дела развиваются по одному сценарию: происходит задержание – информационный взрыв, дальше все напряженно следят, как будет избираться мера пресечения, потом, как правило, вносится залог – это последняя сенсация, которую обсуждают (маленький-большой залог, откуда взял деньги, кто внес и так далее), после этого наступает тишина. Только Насирову удалось дольше прожить в информационном поле – он возглавил Федерацию дзюдо – нетривиальный рекламный ход. Всем остальным и этого не удавалось, потому что дальше социум следит за новыми задержаниями", – рассказала юрист.
Мартыненко задержали вечером 20 апреля. Ему объявили подозрение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 255 (создание преступной организации), ч. 5 ст. 191 (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением) Уголовного кодекса Украины. Экс-нардепа подозревают в злоупотреблениях при выполнении контракта купли-продажи уранового концентрата для ГП "ВостГОК" через австрийскую компанию-посредника Steuermann.
Адвокат Мартыненко Игорь Черезов заявил, что суд об избрании ему меры пресечения состоится 21 апреля. По прогнозам Черезова, судья по делу будет тот же, который отправил под арест председателя Государственной фискальной службы Романа Насирова, – Александр Бобровник.
В Национальном антикоррупционнои бюро Украины отметили, что судью, который должен избрать меру пресечения Мартыненко, определит автоматизированная система.