Заместитель главы Государственной налоговой службы Украины Евгений Олейников заявил о доверии бизнеса ГНС, но это не соответствует действительности, написал на своей странице в Facebook доцент кафедры уголовного права и криминологии Университета государственной фискальной службы, кандидат юридических наук Андрей Гмырин. Так он прокомментировал ход конкурса на должность главы Государственной налоговой службы Украины.
Гмырин отметил, что 19 марта замглавы службы отчитывался о работе налогового органа во время выступления на Всеукраинском форуме "Украина 30. Малый и средний бизнес и государство", подчеркивая открытость, прозрачность, рост налоговых поступлений и нетерпимость налоговых органов к коррупции.
"Мы благодарим бизнес за то, что он поверил нам. Результатом нашего постоянного сотрудничества стало создание условий, при которых был уменьшен объем теневых операций экономики. Соответственно легальный бизнес получил возможность расширять свои операции и платить с них налоги", – цитирует эксперт заявление Олейникова.
Гмырин отмечает, что заявления чиновника не соответствуют реальному положению дел в экономике и налоговой сфере. В частности, опрос "Индекс настроений малого бизнеса в 2020 году", который провела и обнародовала 24 февраля Европейская бизнес-ассоциация, свидетельствует о том, что в течение последнего года "настроение" бизнеса ухудшилось – индекс снизился с 3,07 до 2,38 баллов из пяти возможных и является худшим за последние три года. А в первую тройку причин, препятствующих развитию их бизнеса, участники опроса включили налоговую нагрузку и репрессивное давление фискальных органов, написал эксперт.
"Согласно социологическим исследованиям, проведенным Американской торговой палатой 54% украинцев считают налоговые и таможенные органы наиболее коррумпированными. О низком уровне доверия к фискальным органам свидетельствуют и результаты опроса, проведенного исследователями TNS по заказу Проектного бюро Национального совета реформ. Лишь 17% граждан доверяют работникам Государственной налоговой службы", – подчеркнул юрист.
Гмырин привел также результаты исследования Всемирного банка и Международного валютного фонда, отраженные в отчете Price Waterhouse Coopers "Paying Taxes 2020". Согласно этим исследованиям, Украина находится на 65 месте среди 190 стран мира по удобству уплаты налогов. Рейтинг содержит оценку процессов по уплате налоговых платежей, включая проведение налоговых проверок, получение бюджетных возмещений, административные обжалования и тому подобное. Время, затрачиваемое на подготовку и подачу налоговой отчетности, в Украине составляет 327,5 часа в год, в Гонконге – 22,5 часа в год, в Эстонии – 50 часов, в США – 175. К проблеме 327,5 часа, необходимых предпринимателям для налоговой отчетности, добавляется высокая налоговая нагрузка в Украине, отметил он.
"Удивляет ли кого-то, что при такой ситуации бизнес переходит в тень? Около половины субъектов отечественной экономики – по разным экспертным подсчетам 45–50%, по официальной прошлогодней статистике правительства до 30% – работает в тени. О каком доверии к налоговым органам и эффективности реформирования налоговой системы говорит господин Олейников?!" – написал Гмырин.
Юрист отметил, что длительное время на научном уровне исследовал особенности отечественной налоговой системы и разработал собственную программу комплексной реформы "Від нестабільності до гармонії". Он уверен: налоговая система может стать двигателем или тормозом развития всей экономики государства. В свою очередь, состояние экономики свидетельствует о способности страны эффективно противостоять внешним и внутренним угрозам, таким как, например, пандемия, военная агрессия, политическая интервенция и тому подобное.
"И если индексы настроений инвесторов и бизнеса падают, желание развиваться и вкладывать средства в экономику Украины снижается именно из-за недоверия к налоговым и фискальным органам, то к назначениям на руководящие должности этих органов надо подходить очень ответственно! – написал он. – Поэтому надеюсь, что во время сегодняшнего конкурса на должность председателя ГНС все эти факторы будут учтены. И выбор будет делаться не среди персоналий, а среди предлагаемых ими стратегий. Ведь изменений требует вся система – от структуры налоговых органов до налоговой политики и темпов диджитализации функций. Поэтому не имя кандидата, а наличие у него стратегии развития ГНС должно быть определяющим фактором!".