О войне на Донбассе
Надо всегда смотреть на первоисточник трагедии на Донбассе – государственный переворот, вооруженный и неконституционный захват власти. Как известно, часть народа Украины с этим не согласилась, начала бороться, а с несогласными начали бороться с помощью спецслужб, а потом – и Вооруженных сил.
Российской армии на территории Донбасса нет. Но там действительно созданы определенные военные и милицейские формирования, которые являются самодостаточными и готовы отразить любые крупномасштабные военные акции против Донбасса. Мы считаем, что это соответствует интересам людей, проживающих на этой территории, потому что если у них такой возможности не будет, националистическими батальонами будет осуществлена резня, о которой вы сказали, даже хуже, чем в Сребренице.
О миротворцах и заложниках на Донбассе
Это именно Петр Порошенко говорил о необходимости сначала вооружить сотрудников ОБСЕ. Я сразу согласился, ОБСЕ сразу отказалась: у них нет такого опыта, нет людей, и вообще они не хотят давать своим сотрудникам оружие, потому что они сразу станут целью для радикальных элементов с обеих сторон. Потом Петр Алексеевич сказал, что нужно обеспечить безопасность сотрудников ОБСЕ с помощью сил ООН. Я и с этим согласился. Чтобы не было сомнений, мы внесли проект соответствующей резолюции.
После этого госпожа Меркель мне в телефонном разговоре сказала: "Почему только на линии разграничения? Сотрудники ОБСЕ ведь перемещаются по всей территории Донбасса. Согласись, пожалуйста, чтобы они были под охраной везде, где бы они ни появлялись, в том числе и на границе между Россией и Украиной". Я подумал и сказал: "Да, ты права". Мы согласились и тут же внесли коррективы в свою резолюцию, но сейчас выясняется, что и этого недостаточно.
По сути, все сводится к тому, чтобы поставить эту территорию под международный контроль. Мы не против, но для этого нужно киевским властям договариваться с самим Донбассом. И вообще конфликты такого рода в мире нигде не решались только через посредников. Они везде решались в ходе прямых контактов между конфликтующими сторонами. Киевские власти, к сожалению, уклоняются от этих контактов.
Теперь по поводу обмена. По поручению президента Порошенко этим занимается господин Медведчук, который был приглашен патриархией в Иерусалимский монастырь, и там обратился с просьбой повлиять на руководство двух непризнанных республик, чтобы они согласились на этот обмен. Мы провели эту работу, я впервые разговаривал с их руководителями. Они согласились. Потом Медведчук по согласованию с украинской стороной привез список: 67 человек с одной стороны и около 300 – с другой. Это был украинский список. И с ним согласились. Хочу, чтобы вы поняли, что это именно так, я ничего не передергиваю.
Потом вдруг сказали: "Нет, это нехорошо, мы должны этот список изменить". И опять взяли и все остановили. Слушайте, ну давайте сделаем это в конце концов. Потом можно и дальше пойти. Надо хоть в преддверии Нового года и Рождества сделать этот добрый шаг навстречу людям.
Об истории России и Украины
Славянский мир сложно развивался. Сама Россия складывалась сложно из многих славянских племен, в конце концов образовалась Русь, частью и центром которой был Киев. И в этом случае наши исторические, духовные и прочие корни дают мне право говорить, что в основе своей мы один народ. Вы можете с этим не согласиться. Украина, будучи близка к западным границам России, развивалась соответствующим образом. Там много замечательного своеобразия в языке и культуре, во всем. В России все это очень любят и считают частью собственной культуры.
В XIX веке появились люди, которые начали говорить о том, что Украина должна быть независимой, самостоятельной. Имеют они на это право? Имеют. Особенно, может быть, это было актуально в рамках империи, где, наверное, проводилась определенная насильственная русификация, хотя для Украины это меньше всего было важно, потому что Украина – православная страна. Там в паспорте вообще не было графы "национальность", было только "вероисповедание". Ничем украинец от русского не отличался, вообще ничем.
Украина вошла в состав Российской империи в 1645 году тремя областями, если говорить сегодняшним языком: Киев, Чернигов и сегодняшний Житомир (там как-то по-другому центр назывался). Три области. В результате нахождения в составе Российской империи вокруг нее прирастала территория за счет многих событий: русско-турецких войн, Второй мировой войны... Но в 1922–1924 годах большевики почему-то решили, что все прилегающие к исторической части Украины территории должны быть погружены во вновь создаваемую республику – Украину. Все Причерноморье ушло туда после Второй мировой войны, западные области...
Так сложилось – ладно, но в 1954-м взяли и Крым туда отдали, в нарушение действовавшего тогда союзного законодательства, которое требовало согласия Верховного Совета РСФСР. Дальше не буду ничего рассказывать: народ Крыма определился так, как он определился. Мы пройдем через это, я уверен.
Кто-то считает, что лучше Украине развиваться в качестве самостоятельного государства. Ну, наверное, так тому и быть. Если люди так считают, так и нужно сделать, бороться с этим мнением бессмысленно и контрпродуктивно. Но обращаю ваше внимание, что весь мир идет по другому пути. Люди разных национальностей, вероисповеданий объединяются все ближе и ближе друг с другом. В Европе это происходит, в Азии, в Северной Америке. Как я уже однажды сказал, нас сначала растащили, а потом стравили. Мы должны прийти к осознанию того, что выгодно Украине и России, а что – контрпродуктивно. Давайте вместе над этим будем думать.
О Михаиле Саакашвили
Я считаю, то, что делает Саакашвили, – это плевок в лицо грузинского и украинского народов. Как вы это терпите до сих пор? Он же человек, который был президентом независимого грузинского государства. Теперь носится там по площадям и кричит на весь мир: "Я – украинец!" У вас что, в Украине нет настоящих украинцев? И Украина все это терпит... Так жалко на это смотреть, у меня сердце кровью обливается.
О допинговом скандале
Для нас очевидно, что скандал раздувается в преддверии российского внутриполитического календаря. Кто бы что ни говорил, я знаю, что это так и есть. Но в то же время мы сами в этом виноваты: мы дали повод для этого. Выявлены реальные случаи использования допинга. Правда, и в других странах тоже, но вокруг этих стран нет такого политизированного ажиотажа. Как мы будем выстраивать отношения с ВАДА и МОК? Надеюсь, конструктивно. Мы спокойно будем с ними работать, устраняя проблемы, которые у нас действительно есть, но добиваясь защиты интересов наших спортсменов, в том числе и в гражданских судах.
О связях Москвы с командой Трампа
Это все придумано людьми, которые находятся в оппозиции к Трампу, чтобы придать его работе нелегитимный характер. Для меня это даже странно, говорю вам откровенно. Это делается без понимания того, что люди наносят ущерб внутриполитическому состоянию страны, обескровливают возможности избранного президента. Они просто без уважения относятся к избирателям, которые за него проголосовали.
Любой избирательный процесс во всем мире... Что, нужно вообще запретить любые контакты? Нашего посла обвиняли в том, что он с кем-то встречался. Но это же общемировая практика! Когда дипломатические представители, члены правительства встречаются со всеми кандидатами, их командами, обсуждают перспективы развития, хотят понять, что будут делать те или иные люди, если они придут к власти. Чего здесь такого кто-то увидел запредельного, почему это должно приобрести характер шпиономании?
Диалог Путина и Ксении Собчак об оппозиции
Анекдот Путина после вопроса об увеличении расходов на оборонную сферу
Вопрос председателя совета директоров Мурманского рыбокомбината, назвавшегося журналистом