$41.28 €44.96
menu closed
menu open
weather +6 Киев
languages

Казус Савченко: пять уроков для тех, кому не все равно G

Казус Савченко: пять уроков для тех, кому не все равно Надежда Савченко
Фото: ЕРА

Благодаря истории российской пленницы, а теперь народного депутата Надежды Савченко украинцы могут извлечь полезные уроки, считает колумнист издания "ГОРДОН" Евгений Кузьменко. В своей новой колонке автор отмечает, что по своему политическому опыту Савченко находится в позднем подростковом возрасте и еще имеет шанс стать зрелым политиком, если ее не "укусил Виктор Медведчук".

Вот маятник и качнулся в другую сторону: о Надежде Савченко теперь больше говорят с раздражением, а то и ненавистью. Говорят в очередях, маршрутках и соцсетях. Обвиняют то в глупости, то в неопытности, а то и в предательстве. И поверх всего этого бубнежа глухим стоном звучит рефрен: "Ну как же мы могли так в ней ошибаться? Как?!"

У меня на этот счет свое мнение. С одной стороны, все мы люди и не можем нажать на своем теле условную кнопку, отключив к черту все эмоции. С другой стороны, если мы ощущаем себя ответственной нацией, а не многомиллионным истерящим стадом, пора привыкнуть к тому, чтобы из каждой такой знаковой истории извлекать на будущее полезные уроки.

Хватит требовать мессианства от актеров, бойцов АТО, музыкантов и футболистов!

В эпопее с Надеждой Савченко их сразу несколько. Урок первый: не следует толкать в политику всякого яркого и очаровавшего нас своей харизмой человека. Хватит требовать мессианства от актеров, бойцов АТО, музыкантов и футболистов! Давно пора понять, что политика – это особое искусство координации людей и процессов. И перед тем как забраться на верхние пролеты этой лестницы, надо хорошенько потренироваться "на кошках".

Вместо этого общество с поистине безмозглым эгоизмом возносит на пьедестал людей, никак доселе не проявлявших задатков политика. Сами-то брать на себя ответственность и менять свою жизнь мы не хотим; так пускай за нас страну поведут к светлому будущему талантливый музыкант или не сдавшаяся в застенках солдат. И начинается: то "Вакарчука в президенты!", то "Вот сейчас Надежда вернется – она им покажет!".

Второй урок – и не урок вовсе, а вздох сожаления, ведь всякая несбывшаяся надежда на мессию оборачивается спазмом разочарования во глубине народных масс. Общество получает инъекцию цинизма и пофигизма; люди с куда меньшим энтузиазмом поддерживают тех, кто заслуживает поддержки не меньше свергнутого идола. К примеру, Олег Сенцов и Александр Кольченко. Одному ли мне кажется, что уровень их поддержки украинцами, и без того уступавший кампании за освобождение Савченко, стал еще ниже? И справедливо ли это по отношению к ним и другим украинским узникам российских тюрем? Представьте себя на их месте: хотели бы вы слышать от соотечественников угрюмое: "Да ну их, вон уже за Савченко переживали – и что? Вы слыхали, какую чушь она городит?"

Блогерская шутка о том, что "Савченко укусил Медведчук", весьма близка к истине, спорить можно лишь о хронологии и о том, насколько далеко зашла болезнь.

Третий урок нам не внове, мы проходили его не раз и не два. Сформулировать его можно так: все украинское, к чему прикасается Виктор Медведчук, приобретает вкусовые и визуальные свойства дерьма. В случае с Савченко о его интересе можно было догадаться еще до возвращения Надежды – по восхищенным рассказам сестры Веры о медведчуковой помощи. Так что блогерская шутка о том, что "Савченко укусил Медведчук", весьма близка к истине, спорить можно лишь о хронологии и о том, насколько далеко зашла болезнь и какие мотивы лежат в ее основе. Относительно же самого Виктора Владимировича ясно одно: на него всегда можно рассчитывать в том смысле, что даже положительные его поступки в стратегическом плане подчинены какому-то злопастному замыслу. В этом отношении Медведчук стабилен как граф Дракула: в амплуа "плохого парня" он работает десятки лет и останавливаться не собирается.

Четвертый урок должна извлечь для себя Юлия Тимошенко. По лидеру "Батьківщини" больно срикошетило желание добрать на тогдашнем авторитете Надежды Савченко энное количество голосов избирателей. Вообще-то сработало – парламентский цикл партии Тимошенко в Верховной Раде не прервался, более того – за счет умелого педалирования тарифной темы ЮВТ имела неплохие виды на многократное увеличение своего парламентского отряда  в следующем созыве. Однако в Украину вернулась Надежда – и теперь к каждому ее контроверсийному "замесу" в интернете и на ТВ прилагается подпись "народный депутат, фракция "Батьківщина". Даже в среде ядреного электората Тимошенко многие хватаются за голову. Разрыв партии с Надеждой, видимо, неизбежен – но за оставшееся время Савченко способна здорово сократить численность фракции ЮВТ в следующей Верховной Раде.

Помните, что за поребриком здорово научились прицельно бить по нашим фобиям, нашим надеждам, нашим слабостям. Не стоит облегчать им задачу.

Ну а пятый урок касается всех нас, вынужденных солдат гибридной войны Украины с Владимиром Путиным и его огромной милитаристской машиной. Война эта, судя по всему, продлится еще не один год, и нам следует научиться беречь силы. Сдерживать эмоции, не выдавать каминг-аутов по всем волнующим нас темам. Задача эта практически невыполнима, и все же: выкладывать все, что есть за душой, подобает в кабинете психотерапевта, но не в общественно-публичном дискурсе времен гибридной войны с неприятелем, чьи пропагандистские возможности на несколько порядков мощнее наших. Помните, что за поребриком здорово научились прицельно бить по нашим фобиям, нашим надеждам, нашим слабостям. Не стоит облегчать им задачу.

И последнее: не стоит ругать себя за то, что когда-то вы со всей страстью поддерживали отважную украинскую пленницу Надежду Савченко. Лучше всего об этом сказал украинский блогер Евгений Ихельзон.

_dsc4591_-_

От себя добавлю: в плане политического опыта народный депутат Надежда Савченко находится сейчас в позднем подростковом возрасте. Ну, это когда музыка на полную громкость, сигареты тайком от родителей и бесконечные конфликты со взрослыми – по поводу и без повода. Может, подождем, пока «Надя-Пуля» созреет для того, чтобы сначала думать, а потом говорить?

Это, конечно, если Медведчук не укусил ее до полного преображения. В противном случае, ждать осталось недолго и рассуждать станет совсем не о чем.