По мнению экс-президента, украинцы исторически были готовы к тому, что Россия станет врагом Украины, но не ожидали этого от Беларуси, поскольку она раньше не давала поводов "смотреть на себя как на потенциального врага".
Кучма говорит, что в период своего президентства счел нужным сохранить близость украинского и белорусского народов, поэтому поддерживал высокий уровень политических и экономических отношений с Беларусью и непосредственно контактировал с Лукашенко.
"В отличие от моих отношений с [тогдашним президентом Польши Александром] Квасьневским, с которым я встречался почти так же часто, дружбы между мной и Лукашенко не было. Я вообще не уверен, есть ли у него друзья. Но я хотел, чтобы дружили наши народы и государства, и тогда это удавалось", – добавил Кучма.
Он считает, что Лукашенко нужен нелегитимному президенту России Владимиру Путину.
"Беларусь для Путина стратегически бесценна – и для войны против нас, и для потенциально неизбежной конфронтации с Западом. Лукашенко же сегодня эффективно контролирует свою страну, для чего у самого Путина не хватило бы ресурса. Поэтому я бы сказал, что Лукашенко сегодня – не самостоятельный, но сильный игрок. Парадокс в том, что Лукашенко дважды несамостоятельный – он зависит еще и от Китая, а не только от РФ. Такой себе слуга двух господ", – добавил Кучма.
Такая позиция дает Лукашенко возможности "маневрировать", время от времени используя "несовпадение интересов и противоречия между Пекином и Москвой", продолжил экс-президент, но не стал прогнозировать, насколько велик потенциал у такой "игры".
Кучма считает, что модель отношений с Беларусью, которую избрало украинское руководство в условиях войны, верна.
"Все все понимают. Все все видят. Никто ничего не забыл. Но обе стороны делают вид, что добросовестно придерживаются вооруженного нейтралитета. И на данный момент это правильно, – добавил он. – Что касается отношений с Беларусью после войны. Здесь, как и во многих других вопросах, все зависит от того, как и когда закончится эта война".