Доний отметил, что согласно Конституции, нардепы не могут нести юридическую ответственность за голосование, но в данном случае, по его словам, не было свободного волеизъявления.
"Происходила массовая фальсификация – голосование чужими карточками, чему есть множество свидетелей. Те, кто собственноручно не голосовали, сейчас заинтересованы в том, чтобы это подтвердить", – подчеркнул экс-нардеп.
По его информации, за карточки депутатам предлагали от $1 млн до $3 млн. "Если будет доказано, что в процессе организации массовой фальсификации были привлечены деньги российского происхождения, то это прямой факт государственной измены", – отметил Доний.
По словам нардепа, Партия регионов заранее спланировала массовое насилие в парламенте, в результате которого ряд депутатов получили тяжелые телесные повреждения. У регионалов не было необходимых 226 голосов, но они купили голоса 16 депутатов от оппозиции и взяли их карточки. Эти люди не пришли на свои рабочие места, и их карточками должен был кто-то проголосовать.
"Поэтому боевики Партии регионов должны были пройти на эти рабочие места, оттеснить тех, кто рядом, снести, за ненадобностью, и проголосовать. Поскольку я был первый в ряду, сразу попал на "линию огня"... Утром того дня мне сделали операцию на спине. Она вся была в швах. Я даже двигаться мог слабо. Во время драки в сессионном зале меня держали пятеро регионалов, а шестой (нардеп Василий Стельмашенко) наносил удары сверху. Я даже не очень отмахивался", – рассказал он.
После этого заседания парламента он два месяца провел в больнице с тяжелым сотрясением мозга.
По словам Дония, после решения СНБО его еще не вызывали на допрос по Харьковским соглашениям в качестве свидетеля, но он готов предоставить всю необходимую информацию.
На своей странице в Facebook экс-нардеп отметил, что почти уверен: это дело полностью расследовано не будет. По его мнению, те события были в значительной степени согласованы между властью и руководством тогдашней оппозиции.
"Мое избиение руководство оппозиции не захотело доводить до судебной тяжбы. Они меня просто сдали. И подозреваю, что не только меня. Или вы думаете, что охранники [тогдашнего спикера Верховной Рады Владимира] Литвина каждый день ходили в сессионный зал с зонтиками?" – написал Доний.
11 марта Совет национальной безопасности и обороны Украины поручил Службе безопасности Украины проверить обстоятельства ратификации Харьковских соглашений. СБУ открыла уголовное производство по статье о госизмене.
Согласно ст. 80 Конституции Украины, народные депутаты не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету.
Бывший глава Конституционного Суда Украины Станислав Шевчук после объявления о решении СНБО по Харьковским соглашениям вспоминал об этой норме. Он пояснил, что если тот или иной парламентарий, например, руководствовался мнением, что "скидка на газ – это хорошо для народа Украины", то уголовная ответственность для него из-за этого наступить не может.
Харьковские соглашения в 2010 году подписали тогдашние президенты Украины и России Виктор Янукович и Дмитрий Медведев. Ратификация Харьковских соглашений 27 апреля 2010 года сопровождалась дракой в парламенте, дымовыми шашками и бросанием яиц в президиум. В январе 2021 года Януковичу Госбюро расследований из-за подписания документа сообщило о подозрении в госизмене.
Согласно соглашениям, Украина получала скидку на газ в размере 30% в обмен на пролонгацию пребывания Черноморского флота России на территории Украины с 2017-го до 2042 года. Как объясняли в ГБР, фактически никакой скидки не было, так как за год до этого Россия увеличила цену на газ вдвое. Подписав соглашение под предлогом получения скидки на газ, Янукович искусственно создал предпосылки к увеличению численности войск РФ и условия их пребывания на территории Украины, подчеркивали в Офисе генпрокурора.
Россия оккупировала Крым после незаконного референдума 16 марта 2014 года. Присоединение полуострова к РФ не признается Украиной и большинством стран мира. В данный момент между материковой Украиной и Крымом действует контрольно-пропускной режим, а Киев де-факто не контролирует полуостров.
После оккупации Крыма РФ денонсировала Харьковские соглашения.