Там рассказали, что по вызову украинской стороны в Киев из Улан-Батора прибыла гендиректор департамента Европы и Африки МИД Монголии Ганхуурай Баттунгалаг, в ходе встречи и был объявлен демарш.
Как отметили в МИД Украины, Монголии доведено глубокое разочарование Украины ее отказом как страной – подписантом Римского статута выполнить выданный Международным уголовным судом ордер на арест Путина во время его пребывания на территории страны.
"Украина не оставит такие действия без должной реакции. Принятое Монголией решение будет учтено в дальнейшей политике по развитию двусторонних отношений с Монголией и при выработке позиции Украины по поддержке этой страны в международных форматах", – говорится в сообщении.
В то же время в ведомстве заявили, что в Киеве надеются, что Монголия "сделает действенные шаги" для восстановления конструктивного характера традиционно дружественных украинско-монгольских отношений, что отвечает интересам обоих государств.
Контекст
Монголия подписала и ратифицировала Римский статут. Таким образом, она обязана выполнять решения Международного уголовного суда. В МУС в преддверии визита Путина напомнили Монголии о ее обязательствах перед судом.
В Кремле заявляли, что "не переживают" из-за визита Путина в Монголию. Там подчеркнули, что у Москвы "прекрасный диалог с друзьями в Монголии", а все аспекты этой поездки тщательно готовились.
Визит в Монголию 2–3 сентября был первой поездкой Путина в страну, которая признает юрисдикцию Международного уголовного суда, с тех пор как в марте 2023 года МУС выдал ордер на его арест из-за депортации украинских детей в РФ.
В МИД Украины назвали "ударом по МУС" невыполнение Монголией обязательного ордера на арест Путина и заявили о последствиях для Улан-Батора.
Власти Монголии объяснили отказ арестовать Путина энергетической зависимостью от России и политикой нейтралитета. Официальный представитель правительства Монголии сообщил, что страна импортирует 95% нефтепродуктов и более 20% электроэнергии из соседних стран, и эти поставки имеют для нее решающее значение. Кроме того, по его словам, Монголия "всегда придерживалась политики нейтралитета в дипломатических отношениях".