Вован: Добрый день, Петр Алексеевич, рад слышать
Порошенко: Это вы... Я очень рад вас слышать и рад возможности обсудить наши двухсторонние отношения.
Вован: Спасибо большое, мне было приятно, когда вы отправили мне поздравление последние.
Порошенко: Это от всего сердца.
Вован: Вы знаете, я решил вам набрать по таким вопросам общим, но в первую очередь как представитель глав государств СНГ. Хотел бы обсудить с вами вопрос нахождения Украины в содружестве. Уже около двух лет Украина неактивно участвует во всем этом, а также из последних новостей появилась информация, что вы вообще планируете выходить оттуда.
Порошенко: Ну смотри, у нас на сегодняшний день действительно есть что обсудить, этот звонок сегодня очень своевременный. По поводу СНГ наша позиция предельно четкая: к сожалению, увидели отсутствие воли принять надлежавшие меры в целях урегулирования конфликта в регионе. Имею в виду российскую агрессию. Полноценное сотрудничество в рамках СНГ, ведущую роль в котором играет Россия, противоречит здравому смыслу, – это что? Их дело? Если мы не участники этого процесса, тогда наше пребывание вообще противоречит здравому смыслу. Была совершенно хамская реакция, реакция, что мы не члены СНГ. Я пока снизил уровень представленности Украины в высших органах СНГ, и мы прекратили ряд взаимодействий в политической сфере, безопасности, в этом отношении. Но дальнейшие шаги я пока не буду, скажем так, ускорять, но вместе с тем, Алмазбек Шершенович, я очень ценю позицию Туркмении, позицию, которую на сегодняшний день высказывает абсолютно внятно Бишкек. И здесь будет важно, если мы найдем возможность продемонстрировать несколько жестов, символических. 15 ноября в Нью-Йорке в Генеральной Ассамблее ООН голосуется инициатива наша – которая касается недопустимости нарушения прав человека в Автономной Республике Крым. У нас просьба поддержать правозащитный характер и помочь в защите прав человека жителей Крыма. И здесь для нас это было бы очень-очень важно.
Вован: В этом вопросе можете полностью рассчитывать на нас.
Порошенко: Это для нас просто серьезный шаг для взаимной поддержки. Поэтому если вы можете дать инструкции вашему послу в Нью-Йорке – руководителю миссии в ООН, мы бы это ну очень оценили. И я в связи с этим и в связи с оживлением нашего сотрудничества хотел бы публично заявить, что мы очень заинтересованы в активизации политического диалога на всех уровнях. Я сейчас дам две цифры. Визит президента Украины в Кыргызстан был в 2003 году, а последний визит президента Кыргызстана в Украину был 20 лет назад.
Вован: Я бы тогда рекомендовал в Бишкек тогда на саммит пригласить, почему именно посол участвовал...
Порошенко: Мы сначала должны в нормандском формате урегулировать, чтобы у нас там боя быков в Бишкеке не было на саммите СНГ. Но я реально хочу пригласить вас в Киев.
Вован: Честно говоря, наш посол к вам тоже ездит только на книжные ярмарки. Из того, что я из последних сводок смотрел, вот это на самом деле удручающе.
Порошенко: Я вижу целый ряд позиций и внятных шагов. Я вижу и малую гидроэнергетику, я сейчас пропускал свое энергетическое машиностроение и турбинное оборудование. И второе, что мы сейчас организуем международный транспортный коридор: Балтийское море, Черное море и Каспийское море – где кроме Украины будет участвовать и Грузия, Казахстан, Азербайджан, Китай. Абсолютно внятно и конкретно.
Вован: Мы подумали, что вашу проблему можно обсудить в формате СНГ.
Порошенко: Я буду только приветствовать решение. У нас со всех сторон Таможенного союза в России находятся друзья Украины. И я считаю, что осознание той ошибки, которую совершил российский президент... Кстати, ты говоришь, что у нас не определен статус агрессии. Он уже везде определен – и в документах Парламентской ассамблеи Совета Европы, и в наших отношениях с Америкой. Поэтому нам крепко нужно подумать о том, каким образом мы замотивировуем РФ передать нам контроль над неконтролируемым участком нашей границы с РФ. И ваш голос будет здесь абсолютно не лишним.
Вован: Ну а Путин, он что заявляет? Говорили, что вы там на него голос поднимали, что кто-то кричал... Это на самом деле так было?
Порошенко: Ну я же человек с достаточно большим дипломатическим стажем, и я сохраняю самообладание в самых сложных ситуациях. Поэтому голос был у меня ровный и крепкий. Смысла в этом теперь никакого нет. Если он раньше говорил, что он поддерживает какие-то движения, то сейчас его ненавидят на оккупированной территории, людей обманул, люди страдают, а это 4 млн людей. Надо просто создать прецедент, когда… И здесь голос каждого будет очень важен. И тот факт, что его никто в мире не поддержал, – это холодный душ. И здесь мы должны выступать с хорошей координацией. Я очень благодарен за телефонный звонок, я считаю, что это очень важно, чтобы вы знали, что мои двери 24 часа в сутки открыты.
Вован: С Крымом понятно там. Все его считают аннексированным. А вот "ДНР" и "ЛНР" – они не признанные еще до сих пор. Вот в этом ваша проблема и непонятно, что там с выборами.
Порошенко: Нет, во-первых, они признаны террористическими организациями целым рядом решений судов. А во вторых, этих организацией не существует. То есть они существуют только в российском больном воображении. Потому что это привезены сюда марионетки из Москвы. Никаких там выборов нет, референдумов нет – они все нарисовали. Их никто в принципе не признает. Их население не поддерживает. Для России это дорогая цена. Крым стоит больше 2 млрд долларов в год. Строительство коммуникаций стоит еще 2 млрд, им уже и Чечню не на что содержать, и они обрезают ее содержание.
Вован: Ну а если мы уберем их оттуда, вы-то сколько будете восстанавливать? Это тоже такой груз непосильный.
Порошенко: Мы будем их восстанавливать часов 18, а может 24. Потому что люди выйдут и будут встречать украинцев. Там все закончится. А мы договоримся с нашими американскими и европейскими партнерами, чтобы были выделены ресурсы на восстановление разрушенной войной инфраструктуры. Там будем все очень просто. Я-то сам русскоязычный человек, очень ответственный. Все военные, которые раньше приезжали туда, теперь я построил новую армию, бегут оттуда.
Вован: А Минские как идут? Шансы есть? Ты-то хоть веришь в них сам?
Порошенко: Слушай, Россия уже три года платит очень высокую цену, а это только способствует консолидации моей нации.
Вован: Я тебе порекомендовал все равно осторожнее быть, там есть разные люди. У вас тоже есть радикалы, которые расшатывают стабильность.
Порошенко: Слушай, ну конечно, когда в стране столько оружия, то ситуация тут непростая. Но тут уже каждый готов за свою страну делать все, что хочешь. Я не думаю, что было много государств и много лидеров, которые бы в этой стране сохранили такой порядок.
Вован: Мне советники говорили, что у вас там и переписка, и взломы хакеров были, и на самом-то деле планы там другие.
Порошенко: Смотри, там Сурков значится как один из самых больших ястребов... Ясненько. Я еще раз говорю, я очень рад разговору, я очень признателен за поддержку позиции по ООН, признателен, что ты дашь распоряжение, я тут же даю распоряжение по координации вообще наших представителей, пусть обмениваются и поддерживают друг друга.
Вован: Но вопрос по Донбассу может еще и решиться, а вот с Крымом будет тяжелее.
Порошенко: Слушай, если мы будем вместе, никуда оно не денется. Ну я рассчитываю на твою поддержку и поддержку Кыргызстана.
Вован: Я поддержу 100% все ваши заявления по линии МИД и представителей в ООН. У меня есть еще вопрос такой неофициальный: я слышал там вопросы с фабрикой, которая в России. У меня есть люди, которые находятся в РФ, которые могли бы это все оформить на себя. И чтобы не было уже таких спекуляций.
Порошенко: Присылай ко мне, мы можем и по этому поводу поговорить.
Вован: Они сейчас спекулируют этой темой, что фабрика находится в России. Я могу посоветовать своих людей.
Порошенко: Ну назови, кто это будет, и посол их отметит, идентифицирует, я поручу и кто-то позанимается.
Вован: Ну это вопрос, скажем так, неофициальный, и они могут просто взять ее под себя.
Порошенко: Отлично, я тебе очень признателен. Давай держаться вместе. Спасибо, дорогой, я очень рад разговору, крепко жму руку и уверен, что наша координация будет только на пользу. Давай, дорогой, удачи и крепко жму руку.
2 ноября пресс-служба Порошенко сообщила, что президент провел переговоры с коллегой из Кыргызстана. Главы государств якобы обсудили актуальные вопросы украино-кыргызских отношений, отметили необходимость политического диалога и усиления торгово-экономических связей.
После этого заместитель руководителя аппарата президента Кыргызстана Сапар Исаков опроверг информацию и предположил, что украинского президента разыграли. На следующий день новость была удалена с сайта Порошенко.
3 ноября в МИД Украины заявляли, что цель провокации с телефонным разговором Порошенко и Атамбаева – помешать продвижению важной инициативы по Крыму в ООН.
Порошенко уже становился жертвой российских пранкеров Владимира Кузнецова (Вована) и Алексея Столярова (Лексуса). В марте они написали письмо Надежде Савченко от имени Порошенко и передали его через адвоката Марка Фейгина, а в апреле дали интервью газете The New York Times от имени украинского президента.