Регламентный комитет Верховной Рады выступил за запрет на съемку народных депутатов в кулуарах парламента без их согласия. Об этом говорится в письме главы комитета Павла Пинзеника председателю комитета по вопросам свободы слова и информационной политики Виктории Сюмар, которое 1 августа опубликовала в Facebook нардеп от Блока Петра Порошенко Ольга Червакова.
В письме отмечается, что журналисты неоднократно снимали депутатов и фиксировали их разговоры вне мест проведения официальных парламентских заседаний или мероприятий.
В документе указано, что выполнение журналистами профессиональных обязанностей "не должно выходить за рамки конституционных принципов, согласно которым не допускается сбор и распространение конфиденциальной информации о человеке без его согласия, кроме случаев, предусмотренных законом".
Также согласно законодательству, фото- и видеосъемка человека может проводиться только по его согласию, отметил Пинзеник.
В комитете считают, что журналисты должны вести открытую съемку, которая не будет тайной для человека, которого снимают.
"Допускается съемка лица без его согласия в публичных местах, пока лицо, которое снимают, не выскажет возражение. В таком случае съемка должна быть прекращена, а моменты записи – изъяты", – указано в документе.
В письме также говорится о необходимости предусмотреть место работы для аккредитованных журналистов на третьем этаже Верховной Рады "по образцу пресс-центра для брифингов, интервью, аудио- и видеозаписей и "других мероприятий" с участием депутатов".
Кроме этого, в комитете хотят обязать сотрудников СМИ представляться и предъявлять журналистское удостоверение.
Червакова напомнила, что согласно Уголовному кодексу Украины, за незаконное изъятие журналистских материалов грозит наказание до трех лет тюрьмы, а за влияние на журналиста с целью воспрепятствования профессиональной деятельности – до четырех лет.
Также депутат заявила, что разговоры нардепов в кулуарах парламента "не являются конфиденциальными с точки зрения закона об информации".
"Изъятие у журналиста материалов о депутате, снятых в кулуарах, – это цензура и препятствование деятельности журналиста, которое является уголовным преступлением... Личное пространство депутата не может быть тождественным частному пространству рядового гражданина. Депутат – это публичное лицо, а значит, применять к нему нормы о защите физических лиц является невежеством. Предел открытости политического деятеля или другого публичного лица значительно шире, чем отдельной рядовой личности. Жаль, что регламентный комитет призывает к совершению уголовных преступлений вместо цивилизованного диалога с медиа", – добавила она.