Заместителю генерального прокурора Украины Виталию Касько не удалось вернуть похищенные в Украине и выведенные за границу активы, и это могло стать аргументом, которые использовал против него генпрокурор Виктор Шокин. Такое предположение изданию "ГОРДОН" высказал активист общественного люстрационного комитета Карл Волох, комментируя рапорт об отставке Касько.
"Я с некоторых пор не вхожу в фан-клуб господина Касько. Хотя у него перманентный конфликт с его шефом Шокиным, и мы как бы на одной стороне, я вовсе не считаю Касько рыцарем без страха и упрека. Он провалил в своей работе все, что мог", – считает Волох.
"Я знаком с той частью его работы, которая касается международно-правовых поручений, в частности, расследований отмывания денег, похищенных из Украины и возвращения активов, которые вывели за границу. То, как управление международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры, которое курирует Касько, разбиралось с этими делами, как реагировало на международные поручения, как сотрудничало с прокуратурами других стран в вопросах возвращения денег, наводит меня самые непозитивные на мысли о роли Касько в этом вопросе. Если посмотреть, сколько денег он вернул из похищенных десятков миллиардов, то все становится ясно – ни одной копейки", – сказал активист.
Он предположил, что уходу Касько способствовало решение Суда Европейского союза о снятии санкций в виде ареста имущества с бывшего первого заместителя главы Администрации Президента Андрея Портнова.
"Я бы мог высказать массу предположений о том, почему именно сейчас Касько написал рапорт об отставке. Возможно, повлияли его "успехи" в вопросе снятия санкций с первых воров, начиная с Портнова. Генпрокураура вообще умыла руки, перестав в этом участвовать. За это их все надо было бы уволить, начиная с Шокина, и Касько тоже. Вполне возможно, что эти факты были использованы против Касько. Шокину было что предъявить, и в ходе их постоянного конфликта сказать: "Уходи, а то мы дело против тебя возбудим". Я не исключаю, что все это выглядело именно так, хотя, подчеркну, это только мои предположения", – отметил Волох.
"Я до сих пор не видел сколько-нибудь убедительных объяснений о квартирах Касько. Он получил сначала одну, потом вторую, потом объединил их, вписав всех родственников, чтобы получить большую квартиру", – добавил он.
Он выразил сомнения в том, что скандал из-за обвинений, выдвинутых Касько руководству Генеральной прокуратуры Украины (ГПУ), приведет к каким-то позитивным результатам.
"Учитывая то количество материалов, которое по поводу Касько существует, от обвинений в политическом преследовании Генпрокуратура отобьется очень легко. Тем более, похоже, что и дело "бриллиантовых прокуроров" провалено, а именно управление, которым руководит Касько, осуществляло процессуальное руководство. Но я совершенно не пытаюсь выгораживать руководство – Шокин несет ответственность десятикратно большую за все, что происходит в ГПУ, он так же, как и Касько провалил работу", – убежден Волох.
"Думаю, что сегодня уже и иностранцы, которые раньше безоговорочно поддерживали Касько, и указали бы, Шокин расправляется с неугодными прокурорами, сегодня уже этого не скажут", – предположил он.
По его прогнозам, из-за скандала президент Украины Петр Порошенко будет вынужден уволить Шокина.
"Не похоже, что Шокин останется на своем месте. Учитывая настроения спонсоров Украины, думаю,что как бы ни упрямился президент, в один прекрасный день президенту ему уволить Шокина", – считает Волох.
По его мнению, разговоры о том, что Генпрокуратура уже не является такой влиятельной из-за того, что часть ее полномочий передали Национальному антикоррупционному бюро Укрианы (НАБУ), не совсем соответсвуют действительности.
"То чем все время говорит президент: у Генпрокуратуры много функций забрали, часть их ушла в НАБУ, скоро будет создано Государственное бюро расследований и после этого генпрокурор уже не будет центральной фигурой в борьбе с коррупцией в правоохранительной отрасли. Но, с моей точки зрения, это не совсем корректно, потому что функцию процессуального руководства оставили ГПУ, а по нынешнему Уголовному кодексу это очень мощный надзор за следствием: процессуальный руководитель может хоронить любые действия следствия – сливать информацию, не давать санкции на обыски и другие следственные действия, – способов саботировать очень много", – подчеркнул Волох.
По его словам, роль ГПУ все равно очень велика.
"Да, у нее забрали расследование коррупции высокопоставленных лиц, но дела главных воров, которые были до Майдана, остались в ГПУ. Якобы пожалели НАБУ – там мало людей и они утонут в этом гигантском объеме дел. Но на мой взгляд, это издевательство. Не надо все, отдайте наиболее важные дела – 10 или 100, или, например, с суммой украденного выше миллиарда. Это не спасение НАБУ от нагрузки, это саботаж и попытка прикрыть, что ГПУ все это время хоронила дела по отмыванию денег и коррупции высших лиц государства", – сказал активист.
"Разговоры, что ГПУ уже не та – маскировка. Фигура генпрокурора по-прежнему является очень важной и логично ожидать от президента, что он назначит после Шокина человека, более приемлемого для общества. Что перед тем, как представлять новую кандидатуру парламенту, организует какой-то конкурсный отбор и выберет из тех кандидатов, которых ему порекомендует общество", – подытожил Волох.
15 февраля заместитель генерального прокурора Украины Виталий Касько сообщил о своей предстоящей отставке. На брифинге он заявил, что в прокуратуре "господствует круговая порука", "работает не право и закон, а беспредел и беззаконие".
Должность заместителя генпрокурора Касько занимал с мая 2014 года. В 2015 году совместно с заместителем генпрокурора Давидом Сакварелидзе он инициировал расследование против бывших высокопоставленных прокуроров Владимира Шапакина и Александра Корнийца (дело "бриллиантовых прокуроров"). Касько и Сакварелидзе несколько раз заявляли, что на них оказывается давление из-за этого дела.
Касько претендовал на должность антикоррупционного прокурора. Однако после собеседования, где возникли вопросы о законности получения им квартиры от государства, антикоррупционным прокурором был назначен Назар Холодницкий.
Виктор Шокин возглавляет Генпрокуратуру (ГПУ) с февраля 2015 года. С критикой в его адрес выступали и украинские политики, и западные партнеры Украины. В октябре посол США в Украине Джеффри Пайетт заявил, что ГПУ должна прекратить подрыв реформ в стране и защищать коррумпированных прокуроров.
Слухи о возможной отставке Шокина начали появляться в прошлом году, в Раде несколько раз собирали подписи за его увольнение. Но президент Украины Петр Порошенко заявлял, что не будет реформировать прокуратуру путем смены генпрокурора.