Следственные органы Украины должны заниматься всеми уголовными производствами, вне зависимости от того, является их фигурант госслужащим или нет. Такое мнение изданию "ГОРДОН" выразил экс-нардеп Виталий Журавский, комментируя рассмотрение на парламентском комитете законопроекта о функционировании Государственного бюро расследований (ГБР).
"Сегодня на комитете Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности в 15.00 будет рассматриваться правительственный законопроект №6430 о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно функционирования Государственного бюро расследований. Согласно Конституции Украины, все равны перед законом. Статья 21: "Все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах...". Статья 24: "Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом". В том числе и перед уголовным. Не могут быть следственные органы отдельно для госслужащих и отдельно – для остальных украинцев", – отметил Журавский.
По его словам, согласно этому законопроекту, ГБР будет заниматься исключительно служебными преступлениями.
"По предложению Кабмина следует дополнить подследственность ГБР конкретными служебными должностями (сюда добавили весь состав Национального агентства по предотвращению коррупции, судей Конституционного Суда, членов Высшего совета правосудия и т.д.). Возникает вопрос, а зачем это писать в законе, ведь уголовный кодекс определяет конкретные составы преступления, а не то, кто их совершает. Убийца есть убийца, взяточник является взяточником, на какой бы должности он ни работал. Согласно этому законопроекту, Государственное бюро расследований занимается только служебными преступлениями. А остальные преступления, которые совершают граждане Украины, кто будет расследовать? Прокуратура, полиция, СБУ?" – подчеркнул собеседник.
Он считает, что прокуратура не должна проводить следственные действия.
"ГБР как структура нужна. И давно пора убрать следствие из прокуратуры и сосредоточить в одном органе. По теории уголовного и уголовно-процессуального права и по действующему законодательству различается понятие следственной деятельности и оперативно-розыскной. Следственная – за ГБР, а оперативно-розыскная – за полицией. Кстати, это разносторонняя подготовка специалистов и смешивать ее не стоит. Специалисты по оперативно-розыскной готовятся по специальным закрытым программам в специализированных учебных заведениях. Следователь может только управлять такими работниками, не вмешиваясь в тонкости их деятельности", – заявил Журавский.
По его мнению, украинские власти заинтересованы, чтобы оперативно-розыскной деятельностью занималось ГБР.
"ГБР по этим законопроектам будет заниматься еще и несвойственной функцией – оперативно-розыскной деятельностью. А должно было быть сотрудничество и координация с МВД, чтобы избежать конфликта интересов между ГБР и МВД. Для власти самой опасной является оперативно-розыскная деятельность. Именно офицеры из этой службы занимаются поисками скрытых счетов, недвижимости преступников при должностях за пределами Украины. Поэтому есть соблазн эту деятельность загнать под крышу ГБР, которое в нынешнем виде подконтрольно Банковой. Политика и здесь не дает жить некоторым!" – резюмировал собеседник.
Закон о Государственном бюро расследований был принят Верховной Радой 2 ноября 2015 года и является частью так называемого пакета безвизовых законов. Президент подписал его в январе 2016 года, а 1 марта закон вступил в силу.
16 ноября 2017 года конкурсная комиссия избрала Романа Трубу директором Государственного бюро расследований, Ольгу Варченко – первым заместителем главы ГБР, а Александра Буряка – замдиректора бюро.
С 20 ноября только следователи ГБР имеют право заниматься расследованием преступлений, совершенных экс-президентами, высшими государственными чиновниками, членами Центральной избирательной комиссии, депутатами Верховной Рады, руководством Генеральной прокуратуры Украины, главой Национального банка, судьями, правоохранителями, чиновниками антикоррупционных органов.
Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко заявлял, что формирование штата Госбюро расследований может затянуться на год. По его словам, в течение этого времени следствие придется вести Службе безопасности Украины и Министерству внутренних дел при сотрудничестве с бывшими следователями прокуратуры, которые будут называться процессуальными руководителями.