Сейчас все зависит от выполнения Женевских соглашений, но это явный успех для Украины, считает российский историк Андрей Зубов.
"Конечно, все зависит от того, как Женевский договор будет исполняться. И, тем не менее, это огромный успех Украины. Ведь соглашение означает отступление России с ее первоначальной позиции. Поверьте, для нас, россиян-противников аннексии Крыма и агрессии в Украине, Женевский договор – радостный знак изменения политики правящего в России режима. Впрочем, это не изменение, а некоторое смягчение. Путинский режим не поворачивается спиной, а идет на попятную, глядя в лицо противнику и делая вид, что ничего не происходит. Но – отступает, и это важно", – сказал Зубов в интервью Gordonua.com.
Все, что сказано в договоре о разоружении и освобождении зданий, касается именно восточной Украины, считает историк:
"Указанные в договоре условия разоружения всех незаконных воинских формирований, освобождения административных зданий, а также улиц и площадей имеет отношение исключительно к восточной Украине, где сейчас испытывают проблемы из-за российских действий. Но эти условия точно не касаются ни Майдана, ни Киева, ни центральных и западных областей, где давным-давно все освободили. Соглашение необыкновенно важно для юга Украины: попытки дестабилизации обстановки продолжаются в Херсоне, Одессе, Николаеве".
Женевский договор: победа или поражение Украины?
Власти необходимо пойти на изменение Конституции и расширить права регионов, заявил Зубов.
"Что же касается изменения Конституции Украины для расширения прав регионов… Конечно, не очень приятно, что условие исходило от международного сообщества, а не стало результатом внутренних действий власти. Это немного унизительно. С другой стороны, изменения в Конституции – объективно необходимая вещь, и любое разумное украинское правительство после того, что произошло в стране, осуществило бы это своими силами. Так что стоит смирить тщеславие, тем более, что это пойдет на пользу независимости и целостности Украины", – говорит эксперт.
То, что в тексте нет ни слова о российской оккупации Крыма, историк не считает поражением:
"Крым не упомянут в тексте договора – но ведь вопрос полуострова звучал во всех заявлениях вокруг Женевы. И американцы, и европейцы сказали, что ни на минуту не снимают проблему Крыма. Просто вначале надо разобраться с насущным вопросом, а уже после, в более спокойном режиме, решать проблему Крыма".