17-летняя Анастасия Мотычак рассказала, что во время оккупации в Херсоне школьникам активно предлагали поездки в лагеря Крыма, а тем, кто отказывался, угрожали. По словам девушки, когда ее мать отказалась, директор пригрозила забрать ее принудительно.
"Когда я приехала, нас заселили в комнаты, и первое, что я увидела, это были тараканы в шкафчиках, в столовой тараканы были, нам приходилось спать на вонючих простынях и подушках", – рассказала девушка об условиях для украинских детей в Крыму.
Также она рассказала о физическом насилии, запугивании и давлении для того, чтобы принудительно оформить российский паспорт. В Украину девушка смогла вернуться через четыре месяца через Польшу.
Ксения Колдин рассказала, что они с младшим братом – сироты, жили в Харькове, но на момент начала полномасштабного вторжения находились в приемной семье в Волчанске. После российской оккупации города девушку отправили принудительно в техникум в российском Шебекино Белгородской области. Также ее заставляли получить российский паспорт, а из-за отказа принимать гражданство страны-агрессора выгнали из общежития.
По словам девушки, ее брата отправили в летний лагерь якобы на отдых на две недели, но его она не видела после этого девять месяцев. Парня отдали в российскую семью, которая на него психологически давила и не давала общаться с сестрой. Вернуться домой обоим помогла социальная служба Харькова.