В России начинается процесс нарастания бессилия всевластия, возникают сомнения в том, насколько президент Владимир Путин способен играть роль арбитра во "внутривластных разборках", не говоря уже о его способности решать общие проблемы управления, тем более во время кризиса, написала российский политолог Лилия Шевцова в колонке для "Радио Свобода".
Она отметила, что на поверхность упорно пробиваются доказательства не только "исторической исчерпанности российского самодержавия", но и того, что сама система "воспроизводит дисфункциональность", расшатывая собственные опоры.
"По-видимому, власть уже не может выпрыгнуть из воронки, которую сама же выкопала и в которую ее все глубже засасывает – к сожалению, вместе со страной", – подчеркнула политолог.
Она обратила внимание на термин "бессильное всесилие", который ввел в обиход аргентинский политолог Гильермо О'Доннелл.
"Именно этот процесс нарастания бессилия всевластия начинается в России. Возникают сомнения в том, насколько Путин способен играть роль арбитра во внутривластных разборках, не говоря уже о его способности решать общие проблемы управления, тем более во время кризиса. Трудно избежать впечатления, что президент стал заложником собственной "вертикали" – даже не ее обслуги, а самого механизма единовластного принятия решений, который не может обеспечить ни их адекватность, ни их реализуемость", – написала Шевцова.
Политолог подчеркнула, что сама "вертикаль" как способ правления, "оказавшись объектом рейдерского захвата со стороны эгоистических частных интересов, начала крушить основы государственности".
"Явная надежда Кремля на гниение и деморализацию общества как оптимальную среду для сохранения власти ликвидирует шансы на реформирование системы сверху, усиливая угрозу ее сокрушительного обвала. Вот ведь горькая ирония: страшась повторения 1991 года, власть только приближает его, но в более неблагоприятной и для себя, и для России ситуации", – добавила она.
Шевцова отметила, что "начавшееся в России глухое социальное брожение говорит о сохранении в обществе драйва".
"Правда, непонятно, как и когда этот драйв приобретет форму организованной системной, а не только персонифицированной Альтернативы. Но сама власть неутомимо работает на эту Альтернативу, усиливая ее революционное начало", – резюмировала она.