"Летом 2025 года в СМИ начали появляться сообщения, что Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) открыло производство, связанное с финансированием или закупками, касающимися ракеты. Хронология показывает, что пиковые обсуждения возможного производства НАБУ совпали с моментами крупнейших публичных заявлений по "Фламинго, – сообщили авторы статьи.
Официальных подтверждений от НАБУ или Специализированной антикорупционной прокуратуры (САП) не поступало, но медийное освещение потенциальных производств влияет на эффективность реализации проекта, говорится в материале.
"Часть экспертов считала, что такие информационные волны могут быть направлены на торможение проекта – внутриполитический инструмент в борьбе за бюджеты или внешняя операция дискредитации успехов Украины в производстве тяжелых средств поражения. Политологи подчеркивают: проекты с высоким международным резонансом всегда попадают в фокус – и слухи о корупционном злоупотреблении мгновенно подрывают доверие зарубежных партнеров, даже если впоследствии эти слухи не подтверждаются. Расследование или даже слух о нем – идеальный способ притормозить процесс", – написали журналисты.
Военный эксперт Алексей Гетьман подчеркнул, что в условиях войны правоохранительные органы должны действовать так, чтобы не помешать производству оборонной продукции в достаточных для страны объемах.
"Если действия контролирующих органов привели к тому, что уменьшилось количество производства ракет, то это преступление. Например, поймали НАБУ мешающего – и после этого стали выпускать не семь, а девять ракет в день. Вот это профессионально. А если после таких действий выпускают не семь, а три или одну – это недопустимо", – сказал он.
Уголовное производство может использоваться как способ получить доступ к внутренним документам предприятий, отметили авторы статьи.
"Следователи имеют право изымать серверы, ноутбуки, внутреннюю документацию или даже образцы оборудования. Если дело оказывается в руках нечестных людей, то это создает прямой риск утечки конфиденциальной информации. В случае с оборонными проектами речь идет не просто о бизнес-данных, а о технических характеристиках разработок, технологических решениях и даже сетях поставщиков", – отметило издание.
Авторы материала назвали рискованными бюрократические процедуры, с которыми сталкивается оборонный комплекс. Со ссылкой на материалы журналистки "Цензор.НЕТ" Татьяны Николаенко, они сообщили, что государственные органы запрашивают у предприятий оборонно-промышленного комплекса данные о местонахождении производств и складов.
"Государственная аудиторская служба якобы требовала у предприятий оборонно-промышленного комплекса документы относительно расположения складов, производственных мощностей, контрактов – то есть именно те данные, которые напрямую касаются инфраструктуры и объемов оборонных производств. Сам аудит это отрицал, заявив, что спрашивал только финансовую документацию, а все важные оборонные карты остаются закрытыми. Производители в частных разговорах подтверждают, что периодически от разных государственных органов и банков поступают запросы по уточнению адресов реальных производств", – отмечено в статье.
По оценкам международных аналитических центров, приводимых в издании, Россия активно ведет информационные кампании по дискредитации украинских оборонных программ.
"Аналитики Atlantic Council в специсследовании утверждают, что Россия "особо делает упор на сообщения о коррупции, стремясь представить проблему как системную и тем самым дискредитировать украинские власти перед международной аудиторией", – подчеркнули исследователи.
По сообщению журналистов, бывший секретарь делегации Польши в Парламентской ассамблее НАТО Пйотр Кульпа заявил, что атаки на украинскую компанию FirePoint, производителя ракет "Фламинго" и дальнобойных дронов, осуществляют по запросу Москвы.
"Это прямой рычаг внешнего управления, применяемый для того, чтобы у Украины отобрать стратегическое оружие. Считаю это позором и серьезным ударом", – сказал Кульпа.