Речь идет о законе 3496-IX об обеспечении прав участников войны на биологическое посттравматическое отцовство или материнство. Его Рада приняла во втором чтении 22 ноября 2023 года, а президент подписал 21 декабря. Сейчас он еще не вступил в силу (это должно произойти 23 марта 2024 года).
Согласно этому закону, на время действия военного положения военные имеют право на бесплатное осуществление забора, криоконсервацию и хранение их репродуктивных клеток на случай утраты репродуктивной функции во время защиты страны.
Скандал вокруг закона возник из-за нормы, согласно которой в случае гибели или признания умершим человека, репродуктивные клетки которого сохраняются, их хранение прекращается с последующей утилизацией.
Юрист Бабич рассказала, что она консультировала вдову военнослужащего, который перед отправкой на фронт криоконсервировал свою сперму и оформил доверенность на жену относительно использования репродуктивных клеток.
Через несколько месяцев после этого мужчина погиб, а его жена обнаружила, что не может воспользоваться репродуктивными клетками мужа, рассказала Бабич.
"Недавно наши законодатели так сильно беспокоились о финансовой составляющей криоконсервации биологического материала военнослужащих, что приняли закон, которым... запретили использовать сперму военного после его гибели (!) С марта клиники будут обязаны ее утилизировать", – написала юрист.
Возмущение Бабич активно поддержали пользователи соцсетей, среди которых и известные военные и политики. Например, поэтесса и военнослужащая Ярина Черногуз со ссылкой на знакомых депутатов написала, что парламент предусмотрел запрет на использование репродуктивных клеток погибших защитников, потому что "государство не взыщет выплаты детям, рожденным после смерти военных".
Вице-премьер-министр Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина из партии "Слуга народа" заявила, что у "парламента есть полтора месяца, чтобы исправить позорную ошибку".
На скандал отреагировала одна из авторов закона, нардеп от "Слуги народа" Оксана Дмитриева. Она пояснила, что суть ее законопроекта заключалась в том, чтобы дать возможность военным сохранять свои репродуктивные клетки за счет государства, а не за собственные деньги, как они делали до этого.
В то же время, по словам Дмитриевой, в первой редакции текста, который она готовила, не было никаких норм об утилизации в случае гибели владельца репродуктивных клеток. Соответствующую поправку внесли уже во второе чтение, и ее поддержали в Раде. Согласно сравнительной таблице проекта, опубликованной на сайте Рады, автором поправки является нардеп от "Слуги народа" Михаил Радуцкий.
"Однако сейчас хочу немного успокоить жен наших защитников: подзаконные акты, механизмы, процедуры еще не разработаны, программа пока не начала работу. Данная правка должна касаться только тех, кто хранит клетки в рамках программы (которая еще не работает), и параллельно я подаю отдельный законопроект (он уже готов), который отменит эту античеловеческую норму", – подчеркнула нардеп.
В то же время, юридический советник Центра прав человека ZMINA Даниил Попков в своем Facebook пояснил, что норма об утилизации клеток касается людей, которые в будущем воспользуются услугой хранения за средства бюджета, и не касается тех, кто оплачивает это за свой счет.
"Это не предмет изменений и этого закона. Порядок утилизации, ее сроки, можно ли будет оплачивать за свой счет, если государство прекратит финансирование, – должно быть определено в дальнейшем Кабмином", – написал он.
Юрист подчеркнул, что хранение клеток за свой счет – это частная услуга и она не подпадает под этот закон. Человек ее получает на основании договора с медицинским учреждением и приказа Минздрава №787.
На скандал по поводу закона отреагировал и Радуцкий. Он заявил, что "если семьям героев говорят, что существуют какие-то проблемы с хранением биологического материала, что он может быть уничтожен, то до марта мы эту проблему точно уберем".
В другом посте он заверил, что репродуктивные клетки украинских защитников в случае гибели не будут утилизироваться. Нардеп подчеркнул, что принятый закон касается исключительно военнослужащих, которые в результате травмы лишились возможности иметь детей, а не погибших воинов.
Что касается скандальной правки, он объяснил, что ее внесение носило исключительно процессуальный характер, чтобы избежать разногласия закона со ст. 248 Гражданского кодекса, предусматривающей прекращение представительства по доверенности после смерти доверителя.
Радуцкий также добавил, что к моменту вступления закона в силу Верховная Рада примет изменения в Гражданский кодекс, которые будут учитывать интересы семей погибших воинов.