Ветеран КГБ, причастный к убийству художника-подпольщика Хасевича, требует засекретить свое личное дело

Ветеран КГБ, причастный к убийству художника-подпольщика Хасевича, требует засекретить свое личное дело Место гибели Хасевича у села Суховцы
Фото: uk.wikipedia.org

Полковник КГБ СССР Борис Стекляр обратился в суд, требуя запретить обнародование архивных данных о своем участии в ликвидации бойцов УПА, в частности, художника Нила Хасевича.

Ровенский городской суд рассматривает иск полковника КГБ СССР в отставке Бориса Стекляра, пытающегося запретить обнародование документов о его личном участии в ликвидации бойцов УПА в 40–50-е годы. Об этом пишет газета "Факты".

93-летний ветеран КГБ в отставке Борис Стекляр, узнав о том, что рассекречена информация о его деятельности в органах госбезопасности на Волыни, требует засекретить свое личное дело, хранящееся в архивах СБУ. В этих материалах речь идет об истреблении чекистами бойцов ОУН-УПА.

В частности, Стекляр был причастен к убийству в 1952 году известного украинского художника, одного из руководителей националистического подполья Нила Хасевича. В этом чекист признавался в своей книге, изданной в 1985 году.

"Повстанцы очень ценили и берегли Хасевича (псевдоним – Зот). Места расположения бункеров знали только его личные охранники и некоторые руководители подполья. НКВДшники безуспешно искали бункер, пока не расшифровали документы, найденные в одном из тайников. В них говорилось о заготовке для художника пяти килограммов бумаги и вишневого дерева для работы. Указывалось также местонахождение укрытия – у села Суховцы, в 12 км от поселка Клевань Ровенской области", – пишут "Факты".

4 марта 1952 года отряд под руководством Стекляра забросал бункер гранатами. Тела погибших на три дня выставили на обозрение в Клевани – для устрашения населения, – а затем вывезли в неизвестном направлении. Могила художника и двух его побратимов до сих пор не найдена.

От интервью газете полковник КГБ отказался.

Нил Хасевич (1905–1952), художник и график, считается создателем визуального образа УПА. Автор пропагандистских плакатов, ксилографий, открыток, журнальных иллюстраций и карикатур. Его работы тайно вывозились за рубеж. Выставки Хасевича в начале 50-х доказывали Западу существование украинского подполья – вопреки официальным утверждениям советской пропаганды об окончательном разгроме УПА.

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать