"Была договоренность, что не будет побоев, будут два Starlink". Паламар рассказал о 16 требованиях "Азова" перед пленом G

"Была договоренность, что не будет побоев, будут два Starlink". Паламар рассказал о 16 требованиях "Азова" перед пленом В плен азовцы попали в мае 2022 года
Фото: EPA

В мае 2022 года перед выходом с "Азовстали" защитники Мариуполя Донецкой области выдвинули россиянам 16 требований. Об этом в интервью основателю издания "ГОРДОН" Дмитрию Гордону Герой Украины, заместитель командира 1-го корпуса Национальной гвардии "Азов" подполковник Святослав Паламар (позывной Калина).

Он рассказал, что с россиянами тогда ходил договариваться командир азовцев Денис Прокопенко (позывной Редис).

"Денис вышел говорить с русскими. [...] Мы говорили о том, чтобы отдать раненых и убитых, и некомбатантов: женщин, медиков. А русские говорят: "Нет, либо все, либо никто." Они же понимали, что, если мы со своих плеч сбросим эту болезненную моральную травму, мы или будем дальше фигариться долго с ними... Мы же шантажировали! Мы им говорили, что "подвалы настолько укреплены, что вы нас никогда из них не достанете", – сказал Паламар.

Азовец подтвердил, что это был блеф, и на самом деле российские фугасные авиабомбы ФАБ пробивали подвалы "Азовстали" и гибли защитники Мариуполя.

"Русские говорят: "Или выходите все, или никто. Или вы все там сдохнете". Мы говорим: "Мы будем сражаться и ваших убивать еще сколько времени". Ставили условия. [...] Я на телефоне себе записал еще 16 пунктов, которые озвучивали наши требования, – и русские сказали, что они их выполнят. Денис же собирал тогда всех командиров подразделений, и мы обсуждали эти пункты… Денис же не сам принимал решения, а с командирами других подразделений", – подчеркнул Паламар.

Он перечислил требования к россиянам.

"Соблюдение Женевских конвенций. Поскольку был уже режим прекращения огня: он, скажем так, кое-как был. Можно было поразбирать завалы, поискать какие-то оставшиеся медикаменты, какую-то воду, еду, у кого-то что-то было, возможно... И вторым пунктом было, что мы берем аптечки: у кого-то там еще была... Ну, так: забираем все, что можно, с собой. Фейс-контроль – как в аэропорту, я так себе записал. То есть они гарантировали то, что не будет таких, знаете, шмонов, приемок, там, забирают это", – сказал Паламар.

По его словам, договаривались, что защитники Мариуполя выйдут без оружия, без острых ножей, с вещами.

"Договорились о том, что нас не разделяют. Азовцы с азовцами в плену. Не будет физического насилия, побоев. Два [аппарата спутниковой связи] Starlink можно было взять с собой и три мобильных телефона. Договоренность была: Starlink, у нас будет интернет, будет возможность парням и девушкам звонить домой, говорить, что мы, как. О том, что будет предоставлена гуманитарная помощь с подконтрольной территории Украины", – отметил Паламар.

Он подчеркнул, что от оккупантов требовали квалифицированную медицинскую помощь для тяжелораненых и доставку тел погибших украинцев на подконтрольную украинским властям территорию.

"Приоритеты обмена, а именно: тяжелораненые, тогда же медики и так далее – о них шла речь, женщины. [...] И последними выходят командиры. Координаты погребений, личные вещи были же… Из дома кто там смог что притащить: какой-то рюкзак с чем-то, то есть была договоренность о том, что личные вещи можно было передать домой. Мы когда выходили, у нас было три выживших пленных. Один пленный был танкист, который в начале попал в плен, – командир взвода, россиянин. И мы их отдали. И они должны были отдать, не в процессе обмена, троих наших за троих их. Лжецы", – рассказал азовец.

Паламар отметил, что представители России, в том числе генерал-лейтенант Владимир Алексеев, согласились на 16 требований защитников Мариуполя, но оккупанты все их не выполнили.

"Мы им и не верили. Я, когда первые поехали ребята, – мы с Денисом говорили об этом. Я говорю: "Денис, нам пообещали, что…" Денис договорился о том, что ребята, которые первыми туда поехали, – будет связь с командиром. Я говорю: "Денис, если они будут говорить по-украински – значит, все херово". Если на русском – в принципе, все нормально, можно верить. Ну, и была связь: или, возможно, на русском, или на украинском – такие знаки были. И сказали первые, кто туда попал: "Да нет, ну в принципе, нормальные условия в той Оленовке, не прямо шикарно, но по сравнению с тем, что мы видели на "Азовстали", все неплохо". Позже они начали с каждым днем все хуже и хуже делать. Но это уже потом", – подчеркнул он.

Видео: В гостях у Гордона / YouTube
Контекст

Оборона Мариуполя продолжалась с февраля по май 2022 года. На заводе "Азовсталь" до середины мая находились украинские защитники – бойцы Национальной гвардии, в частности полка "Азов", сотрудники СБУ, военнослужащие ВСУ, пограничники и полицейские. На тот момент оккупанты захватили почти всю территорию Мариуполя и регулярно штурмовали "Азовсталь", обстреливали предприятие и сбрасывали на него авиабомбы.

16 мая президент Украины Владимир Зеленский и Генеральный штаб ВСУ сообщили, что с "Азовстали" начали эвакуацию украинских военнослужащих, в том числе тяжелораненых. По информации Главного управления разведки Минобороны Украины, из "Азовстали" вышло около 2,5 тыс. защитников, позже часть из них вернулась. Оккупанты захватили почти 700 азовцев, сообщали в подразделении.

Лидеров защиты "Азовстали" – Прокопенко, Паламара, и.о. командира 36-й отдельной бригады морской пехоты Сергея Волынского, командира роты "Азов" Олега Хоменко, командира 12-й бригады оперативного назначения имени Дмитрия Вишневецкого Дениса Шлега – освободили в сентябре 2022 года, однако, согласно договоренностям, командиры должны были оставаться в Турции до конца войны – под протекторатом президента Реджепа Эрдогана. По словам главы военной разведки Украины Кирилла Буданова, они жили "в частном доме в приличных условиях".

Однако 8 июля 2023-го Зеленский сообщил о возвращении всех командиров домой в Украину. Заявление прозвучало вскоре после визита президента в Турцию.

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать