"Еще $7 тыс., чтобы получить живым". Жительница Донецкой области рассказала, как освободила сына из тюрьмы боевиков "Изоляция"

"Еще $7 тыс., чтобы получить живым". Жительница Донецкой области рассказала, как освободила сына из тюрьмы боевиков "Изоляция" "Изоляция" – незаконная тюрьма оккупантов на территории бывшего завода изоляционных материалов в Донецке
Фото: depositphotos.com (архив)
Уроженка Константиновки Донецкой области Елена Захарова рассказала Spektr.Press, как в 2019 году смогла выкупить сына Руслана, которого взяли в плен боевики "ДНР".

В материале Spektr.Press говорится, что Захарова уехала из Константиновки еще в то время, когда город был под контролем оккупантов, – после конфликта с боевиками. Женщина жила в России, получила гражданство РФ, а после освобождения сына "скрывается в Европе", пишет издание. 

Ее сын все это время жил в Константиновке, но посещал подконтрольную оккупантам территорию. Руслан Захаров был "перевозом" – возил продукты в магазины подконтрольной боевикам Горловки. В 2019 году он решил купить автомобиль. Сделка, согласно изложенной в статье истории, произошла так: знакомый Захарова по имени Михаил вернул ему долг машиной на "регистрации ДНР", он обменял ее на другую – с украинской регистрацией. Со временем выяснилось, что Михаил не заплатил за авто, которое отдал за долг, но уже "исчез в России". 

Когда владелец обратился к знакомым "правоохранителям", началась история с пленом. 11 сентября Захарова задержала "полиция ДНР". Его начали бить и "запугивать длинным сроком и тут же дали позвонить маме в Москву – попросить денег на выкуп".

Женщина рассказала изданию, что обратилась к экс-сотруднику прокуратуры, "старшему следователю УБОП" боевиков Ринату Гайнутдинову (внесен в базу "Миротворца" как сепаратист и боевик "ДНР"). Она Гайнутдинова охарактеризовала так: "У него руки по локоть в крови, воевал, важный человек в "ДНР". По словам Захаровой, родители боевика были соседями ее брата. 

Гайнутдинов, как сказано в материале, потребовал $5 тыс. за то, чтобы сына Захаровой отпустили. Она заплатила и сына выпустили в тот же день – 17 сентября. Но на следующий день на контрольном пункте въезда-выезда его снова задержали боевики, хотя Гайнутдинов говорил, что можно ехать "без вопросов". 

За то, чтобы освободить сына, женщине пришлось заплатить еще $7,1 тыс. 

30 сентября Руслан Захаров сообщил ей, что передал всю сумму оккупантам и скоро должен выехать, утром 1 октября он поехал через блокпост в направлении подконтрольной Киеву территории и пропал. 

Захарова опять захватили боевики и теперь уже отравили в подпольную тюрьму "Изоляция", где он пробыл две недели. По словам мужчины, с ним в камере было 18 человек. Арест в "МГБ ДНР" отрицали. Захарова рассказала, что пригрозила Гайнутдинову ФСБ и после этого 13 октября ее сына перевели из "Изоляции" в "изолятор временного содержания".

Женщина написала заявление о краже автомобиля, а также письма президенту РФ Владимиру Путину, министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову, директору ФСБ РФ Александру Бортникову, главе Следкома РФ Александру Бастрыкину. 

Из материала неясно, дали ли результат эти обращения. В администрации президента РФ ей ответили, что вопрос находится в компетенции МИД. 

Через Гайнутдинова ей передали, что "еще $7 тыс. ждут, чтобы получить сына живым". Выплатила ли она и эту сумму, не уточняется. 

Отпустили Руслана Захарова 13 ноября. После этого они с матерью уехали в Москву. Через время в квартиру в Люберцах, которую снимала Захарова с уехавшими из Донецкой области и оккупированного Крыма людьми, пришел участковый в сопровождении двух лиц "в штатском". Захаровой и сына тогда не было дома, после этого семья бежала из РФ в Беларусь, а затем ближайшим рейсом из Минска – "прочь из страны".

Руслан Захаров сейчас живет в Харькове. 

Как пишет Spektr.Press, он дает показания о плене и пребывании в "Изоляции" для иска в Европейский суд по правам человека. Кто именно и против кого будет подавать иск в ЕСПЧ, в материале не указано. Уточняется лишь, что иск будет от имени бывших узников подпольной тюрьмы боевиков. 

Контекст

"Изоляция" – незаконная тюрьма оккупантов на территории бывшего завода изоляционных материалов в Донецке. С 2010 года там работал одноименный арт-фонд, но в июне 2014-го его захватили боевики, разрушив картины и инсталляции фонда, отмечала "Радіо Свобода". Удерживаемые в "Изоляции" граждане сообщали о пытках, убийствах и сексуальном насилии в тюрьме. Среди узников этой тюрьмы были украинский журналист Станислав Асеев и профессор Игорь Козловский.

В декабре 2020 года Асеев рассказывал, что около половины всех удерживаемых боевиками в тюрьме "Изоляция" – сами боевики.

1 марта 2021 года трем боевикам "МГБ ДНР", которые причастны к деятельности "Изоляции", украинские правоохранители объявили подозрение в торговле людьми, участии в не предусмотренных законом военизированных формированиях, нарушении законов и обычаев войны. 30 марта еще двум – в участии в незаконном вооруженном формировании, а также нарушении законов и обычаев войны, совершенных по предварительному сговору группой лиц.

В 2014 году, сразу после аннексии Крыма, Россия начала вооруженную агрессию на востоке Украины. Боевые действия ведутся между Вооруженными силами Украины с одной стороны и российской армией и поддерживаемыми Россией боевиками, которые контролируют часть Донецкой и Луганской областей, с другой. Официально РФ не признает своего вторжения в Украину, несмотря на предъявляемые Украиной факты и доказательства.