Редакция российской "Новой газеты" провела фоноскопическое исследование записей СБУ, на которых боевик с позывным Хмурый обсуждает вопрос доставки на Донбасс комплекса "Бук" летом 2014 года. Также журналисты исследовали запись разговора корреспондента издания с полковником Главного разведывательного управления Российской армии в отставке Сергея Дубинского. Экспертиза подтвердила идентичность голосов.
В издании отметили, что имели свидетельства из нескольких источников о том, что голос Хмурого принадлежит полковнику Дубинскому, однако решили провести экспертизу пленок.
Вначале "Новая газета" обратилась к специалистам из московского бюро независимой экспертизы "Версия" с просьбой изучить запись телефонного разговора с Дубинским и сравнить его с образцом голоса "Хмурого", записанным при перехвате в июле 2014 года.
В бюро сообщили, что сделают анализ, который не потребует много времени.
Через день московский инженер-радиоэлектроник Юрий Макеев подготовил технический анализ, согласно которому достоверно провести идентификацию на основании этих записей невозможно. Кроме того, он дал лингвистическую оценку опубликованным в 2014 году записям, заявив, что "эмоциональная насыщенность голосов" свидетельствует о "заученных текстах" и добавил, что на опубликованной СБУ на следующий день после крушения МН17 пленке голос Дубинского сымитирован.
При личной встрече инженер-радиоэлектронщик сообщил журналисту, что он офицер из Ростова, неоднократно ездил на оккупированную территорию с гуманитарной помощью.
После этого "Новая газета" заказала еще одну экспертизу у экспертов по анализу речи из Института нейрологии и физиологии Гетеборгского университета в Швеции (Institute of Neuroscience and Physiology, University of Gothenburg).
"Анализ был проведен в лаборатории Voxalys (осуществляет криминалистические экспертизы по заказу прокуратуры, полиции и судов Швеции) методом "слепого теста" без погружения в контекст и в соответствии с инструкциями Международной ассоциации криминалистической фонетики и акустики (IAFPA). Мы не стали знакомить экспертов с тем, когда, кому и по какому поводу говорилось то, что мы предоставляем им в качестве материалов для исследования. Нам было важно, чтобы эксперты не были подвержены никакому влиянию", – сообщила "Новая газета".
Исследованием руководил криминалист-аналитик Йонас Линд. Шведские специалисты проанализировали технические (акустические) параметры и оценили сходство голосов по девятибалльной шкале, где +4 соответствует наивысшей степени совпадения исследуемых голосов, -4 – наименьшему, а нейтральный показатель в 0 баллов говорит о невозможности экспертов рассчитать вероятность сходства/различия.
"Потратив 10 дней на исследование, шведы подготовили криминалистическое заключение, в котором сообщили, что записи представляют небольшое, но достаточное для вывода количество материала... Результаты их исследования поддерживают гипотезу о том, что сравниваемые голосовые образцы принадлежат одному и тому же человеку – +2 балла", – сообщает "Новая газета".
В феврале 2017 года исследовательская группа Bellincat опубликовала расследование о причастности Дубинского к катастрофе рейса MH17.
Boeing 777, осуществлявший рейс MH17 (Амстердам – Куала-Лумпур), потерпел крушение 17 июля 2014 года вблизи Тореза Донецкой области. Погибли все 298 человек, которые находились на борту. 195 из них были гражданами Нидерландов.
28 сентября 2016 года в Нидерландах международная следственная группа, состоящая из представителей Нидерландов, Малайзии, Бельгии, Австралии и Украины, объявила промежуточные итоги расследования.
Согласно выводам комиссии, рейс MH17 был сбит из комплекса "Бук", привезенного из России, с территории, подконтрольной пророссийским боевикам. После крушения самолета "Бук" вернули в РФ. При этом комиссия заявила, что данные о причастности к катастрофе России как государства пока не выявлены.