Горбулин: Если Путин и Трамп обсуждали Украину, каким является худший сценарий? Если отбросить домыслы, остается ограниченный набор проблем

Горбулин: Если Путин и Трамп обсуждали Украину, каким является худший сценарий? Если отбросить домыслы, остается ограниченный набор проблем Горбулин: Нужно усиливать обороноспособность
Фото: Александр Лазаренко / Gordonua.com

Экс-директор Национального института стратегических исследований, советник президента Украины Петра Порошенко Владимир Горбулин считает, что украинцам нужно исходить из того, что худшее уже свершилось: Киев остался один на один с Россией при пассивной поддержке Запада. Так он прокомментировал возможные итоги встречи президента США Дональда Трампа с его российским коллегой Владимиром Путиным в Хельсинки.

В случае реализации худших сценариев для Украины, которые могут произойти после встречи президента США Дональда Трампа с его российским коллегой Владимиром Путиным в Хельсинки, украинцам нужно научиться самостоятельно решать собственные проблемы. Такое мнение в статье для ZN.UA, опубликованной 10 августа, выразил экс-директор Национального института стратегических исследований, советник президента Украины Петра Порошенко Владимир Горбулин.

"Даже если гипотетически представить, что Путин и Трамп обсуждали во время своей двухчасовой встречи Украину (впрочем, есть большие сомнения, что Трамп действительно хорошо понимает все нюансы ситуации в Украине и не стал бы ни в коем случае принимать решений по таким узкоспециализированным вопросам, как "референдум в Украине", без консультаций со специалистами), каковым является худший из возможных сценариев для нас? Если отбросить самые невероятные и уже дезавуированные домыслы (вроде истории с референдумом, против чего уже выступили и Белый дом, и Госдепартамент США, и украинский МИД), то остается лишь ограниченный набор проблем", – написал Горбулин.

По его словам, этот набор появляется на повестке дня с завидной регулярностью.

"Прекращение давления на РФ и, наоборот, рост давления на Украину по части имплементации политической части Минских соглашений; снятие ответственности с России за аннексию Крыма; отказ Украине в поддержке европейской и евроатлантической интеграции, в том числе урезание внешней помощи – экономической и военной; введение миротворческой миссии ООН по российской формуле и т. д. Также сюда можно отнести весьма общий вопрос "разрядки" между Вашингтоном и Кремлем. Даже не сближения, но прекращения эскалации конфронтации. А частью ее может стать поиск решений для проблемных регионов вроде Сирии или Украины",  – продолжил Горбулин.

Он подчеркнул, что даже в случае этих сценариев, у украинцев должен возникнуть ключевой вопрос: а что нам делать в такой ситуации?

"Более того, говорил и говорю: нужно прекратить мыслить категориями "а что если?.." (снимут санкции, сменят курс, пойдут на сделку)  – давайте исходить из того, что худшее уже свершилось, и мы один на один с Россией (при пассивной поддержке Запада). Тем более что это не такое уж невероятное развитие событий (причем вне зависимости от наших успехов). Нужно постоянно помнить, что это не катастрофа. Это еще один вызов, к которому просто нужно быть готовым. И осуществлять упреждающие действия. Определенная ирония состоит и в том, что совершенно очевидный набор контрдействий на самом деле никак не связан ни с этими сценариями, ни вообще с действиями (желаниями, намерениями) других участников урегулирования ситуации в Украине. Это по большей части здравый смысл и такое же рациональное планирование своей стратегии на долгосрочную перспективу", – добавил советник Порошенко.

По его мнению, Украине нужно "ревитализировать украинско-американское партнерство – новое дыхание требуется не только официальным контактам, но и по линии публичной дипломатии".

"Безусловно, наша работа с представителями Конгресса требует постоянной поддержки, однако при этом нужно расширять базу контактов с американским экспертным сообществом. Нам нужны более эффективные стратегии присутствия в американском же медиапространстве – это требует средств, но все же ключевыми тут являются именно концептуальные подходы такого присутствия. К тем же инструментам публичной дипломатии можно отнести проведение разнообразных форумов – как больших, так и малых. Ключевая цель – показывать Украину как страну экономических возможностей и как часть решения, а не проблемы. Параллельно нужно усиливать обороноспособность", – считает Горбулин.

По его словам, "если планы Кремля по инициированию разрядки с Вашингтоном сорвутся, то вполне можно ожидать активизации военных действий".

"Это ставит вопрос об особом внимании к готовности (материальной, психологической, логистической, организационной) подразделений территориальной обороны – их способности включиться в противодействие таким попыткам. Концепция национальной стойкости (или финский вариант "тотальная оборона") должна стать базой, на которой строится обороноспособность государства… Все это – часть простой рациональности. Самого обычного здравого подхода к безопасности украинского государства в текущих "штормовых" геополитических условиях, к его внутренним и внешним целям", – резюмировал Горбулин.

16 июля в Хельсинки Трамп и Путин общались тет-а-тет 2 часа 10 минут. После встречи прошли переговоры в расширенном составе. Затем состоялась совместная пресс-конференция лидеров, на которой они рассказали, что обсуждали ситуацию в СирииУкраинеИране, а также вопросы возможного вмешательства РФ в американские выборы и строительства газопровода "Северный поток – 2".

8 августа Politico сообщило, что Путин и Трамп в Хельсинки обсудили вопросы контроля за ядерным оружием, а также напряженность в Европе.

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать