Кучма ответил на вопрос, пытался ли он как второй президент Украины во время широкомасштабной российской агрессии использовать свои связи с российскими чиновниками, политиками и дипломатами, чтобы повлиять на ход событий.
"Ну, вы же несерьезно? Вспомните те дни: прут орды, сунут танки, летят ракеты, россияне уверены в блицкриге. В той ситуации рассчитывать "повлиять на ход событий" звонками чиновникам и дипломатам было бы, по меньшей мере, наивностью. Не говоря уже – унижением. Сегодня все видят: ни один человек внутри России не оказывает влияния на Путина. И вряд ли это влияние стало больше, если бы кто-то из его окружения потребовал от него прекратить войну, "потому что Кучма попросил", – заявил он.
В то же время Кучма рассказал, к кому обращался в начале полномасштабной войны.
"Относительно кого у меня еще были иллюзии, так это российского народа. В один из самых первых дней полномасштабной войны я обратился к россиянам от себя и от моей жены, этнической россиянки. Тогда я призвал их не участвовать в военном преступлении, прямо сравнивая действия Кремля с гитлеровской агрессией. Эффекта это не имело. А потом и иллюзий не осталось", – сказал он.