Мамедов вместе с коллегой, имя которого не называют из-за его обязанностей, написали письмо в МККК, отметив, что "непонятное молчание" комитета по РФ "более недопустимо".
Они отметили, что МККК десятилетиями нарабатывал репутацию нейтрального "хранителя международного гуманитарного права", который действует через конфиденциальный диалог, чтобы сохранить доступ к пленным и гражданским. Но в условиях, когда РФ систематически пытает, казнит, удерживает людей в нечеловеческих условиях, отказывает в доступе и разрушает основы Женевских конвенций, молчание превращается в бездействие.
Авторы вспомнили резню в Оленовке, применение химического оружия, экоцид после подрыва Каховской дамбы, массовые казни россиянами украинских военнопленных. По данным украинской прокуратуры, по меньшей мере 322 пленных казнили, а ООН задокументировала более 90 случаев внесудебных казней. Несмотря на это, МККК не сделал ни одного публичного заявления, хотя в Боснии или Косово он выступал открыто, что демонстрирует его способность и готовность действовать публично.
Авторы раскритиковали отчеты МККК, которые подают данные о визитах в места содержания в Украине и России вместе, без уточнений, что скрывает отсутствие реального доступа к украинским пленным в российских пыточных. Это похоже на попытку скрыть отсутствие доступа к украинским заключенным в России или на оккупированных территориях, считают они.
В публикации подчеркивается, что внутренние документы самого МККК предусматривают разные уровни реакции, в частности конфиденциальный диалог и публичное осуждение, если нарушения являются системными и серьезными, как действия РФ насчет Украины. Однако организация молчит, и это молчание становится политической позицией, подрывающей авторитет международного гуманитарного права и ставящей под угрозу жизнь тысяч людей.
"При этих обстоятельствах оглушительное молчание МККК больше не является средством достижения цели. Оно стало политической позицией. И именно эта позиция ставит под угрозу судьбу украинских военнопленных и гражданских лиц, а также сам авторитет международного гуманитарного порядка. Украинцы доказали свое достоинство даже в плену. Наконец пришло время действовать и продемонстрировать мужество. Пришло время, чтоб Женева высказалась громко и четко", – говорится в письме.