Контекст
Российские захватчики начиная с 2014 года оккупировали Крым, части Донецкой, Луганской, Запорожской, Херсонской и Харьковской областей. Также под российской оккупацией оказалась принадлежащая Николаевской области Кинбурнская коса.
Согласно Конституции Украины, единственным государственным языком в стране является украинский, но государство гарантирует свободное использование русского и других языков национальных меньшинств.
В июле 2019 года в Украине вступил в силу закон об обеспечении функционирования украинского языка как государственного. Согласно закону, украинский язык является обязательным для использования в органах государственной власти и местного самоуправления, а также в публичных сферах общественной жизни. С января 2021 года все поставщики услуг, независимо от формы собственности, должны обслуживать потребителей на украинском языке, по просьбе клиента могут использовать другой язык, приемлемый для обеих сторон.
Действие закона не распространяется на сферу личного общения и религиозных обрядов.
17 апреля 2025 года спецпосланник президента США Дональда Трампа Стив Виткофф, проводивший переговоры с Путиным, отметил, что тот был "зациклен" на пяти областях Украины, которые Россия (незаконно) вписала в свою конституцию – временно оккупированный Крым, а также Донецкую, Луганскую, Херсонскую и Запорожскую. По его словам, и России, и Украине не безразличны эти территории, но "если некоторые из них являются более русскоязычными", они могут стать для Украины менее важными.
22 апреля Уполномоченный по защите государственного языка Украины Тарас Кремень на это ответил, что Россия проводит политику русификации на оккупированных ею территориях Украины.
"За 11 лет войны в Украине существенно восстановилась языковая картина. И сегодня подавляющее большинство граждан Украины независимо от региона, будь то юг, или восток, или это запад Украины, предпочитает украинский язык и в официальных сферах общественной жизни, и в частном общении. В свою очередь, с 2014 года фиксируются многочисленные случаи лингвоцида, а также унижение людей и уничтожение национальной идентичности, мы это продолжаем фиксировать во временной оккупации", – подытожил он.