Секретарь армии США Дэн Дрисколл, нетипичный выбор для дипломатической роли, провел два дня на прошлой неделе, передавая "жесткое сообщение" Украине и ее европейским союзникам принять предложенный 28-пунктный мирный план до 27 ноября, но затем появился Рубио, говорится в статье.
После этого команда администрации США Дональда Трампа отошла от жесткого срока и, по мнению европейцев и украинцев, стала больше учитывать их позиции, сообщили четыре человека, ознакомленных с ходом переговоров, которые согласились говорить анонимно из-за чувствительности дипломатической темы.
Пятый собеседник, чиновник из страны НАТО, подчеркнул, что участие Рубио в продолжении переговоров важно, а его влияние заметно в изменении темпа переговоров. По его словам, "темп замедлился – и это хорошо".
"Неделя хаоса" американской дипломатии наглядно продемонстрировала две истины о роли Рубио в администрации: во-первых, зарубежные и конгрессовые собеседники рассматривают его как "регулировщика" по делу "Россия – Украина", который приходит восстановить порядок и обеспечить согласованность действий Вашингтона с союзниками и партнерами, а не с Москвой, отмечает СМИ.
Во-вторых, преимущество президента США Дональда Трампа отказываться от традиционной координации политики между департаментами привело к турбулентной внешней политике с рядом действующих самостоятельно должностных лиц, подчеркнули журналисты. По их мнению, Рубио, занимающий две должности, не выполнял, или по замыслу, или случайно, роль советника национальной безопасности по координации планов агентств перед их реализацией.
Но Рубио, похоже, нашел способ с опозданием привлечь других должностных лиц администрации в Женеве – он унифицировал разрозненные взгляды администрации, которые ранее публиковались в течение дней, а в некоторых случаях в течение часов, и способствовал большему сотрудничеству, пишет медиа.
Еще один собеседник, европейский чиновник, подчеркнул, что 23 ноября он, несомненно, имел больше контроля над процессом, чем с 19 ноября.
До приезда Рубио в Швейцарию казалось, что процесс преимущественно возглавляет вице-президент США Джей Ди Вэнс через его близкого друга Дрисколла, но к концу выходных Рубио взял руль в свои руки, потому что разговоры стали более гибкими, отметил чиновник.
Вместе с Рубио в Швейцарии в воскресенье были заместитель советника по национальной безопасности Энди Бейкер (близкий помощник Вэнса), спецпредставитель Трампа Стив Виткофф и зять Трампа Джаред Кушнер, "продемонстрировавшие определенную независимость, мягко говоря", по словам европейского чиновника. Даже после того, как Рубио взял на себя лидерство, они продолжили отстаивать позиции, которые европейские и украинские официальные лица считают несогласованными с подходом Рубио.
Чиновник подчеркнул, что "никто не знает, действуют ли они сейчас все в согласии с Рубио".
Еще один собеседник, второй европейский чиновник, сказал, что "вещи пошли в правильном направлении в Женеве" и что "это еще работа в процессе, но сейчас выглядит значительно лучше. Он отметил, что Рубио – профессионал, который знает свое дело, но он работает на президента, который в конце концов принимает решение.
Участие Рубио в переговорах обеспечило значительно большую гибкость США, сообщили четыре человека, ознакомленных с дискуссиями. Рубио заявил журналистам вечером 23 ноября, что цель проста – завершить обсуждение "как можно быстрее", а не ко Дню благодарения.
США также больше не привязаны так жестко к первоначальному 28-пунктному плану, который насторожил союзников, говорится в материале. Те, кто ознакомлен с переговорами, отметили, что изначально администрация США не была открыта другим предложениям, но Рубио в воскресенье назвал план "живым, гибким документом".
Теперь США и Украина подготовили 19-пунктный план без территориальных уступок, который будут обсуждать американский и украинский президенты, сообщили старший европейский чиновник и шестой человек, ознакомленный с переговорами.
Первый европейский чиновник считает, что Рубио просто лучше понимает, чем многие другие в нынешней администрации, что "даже в сложной ситуации, в которой находится Украина, правительство не может подписать капитуляцию".
Остается путаница по поводу происхождения первоначального 28-пунктного плана. Хотя американские чиновники поначалу говорили, что это американский план с российским вкладом, сенатор Майк Раундс заявил 22 ноября вечером, что Рубио сказал ему и ряду других законодателей, что план сначала происходит от россиян. Чиновник Госдепартамента отметил, что Рубио не говорил, что предложение изначально было российским.