Мемуары Столтенберга Under My Watch: NATO Leadership in Times of War ("Под моим наблюдением: лидерство НАТО во время войны") вышли в свет в октябре этого года.
В них Столтенберг рассказал о звонке Зеленского из бункера в Киеве во время наступления российских танков. Он отметил, что "принимает" тот факт, что НАТО не направляет наземные войска, хотя не соглашается с этим. После этого Зеленский попросил закрыть воздушное пространство, чтобы "не дать возможность российским самолетам, беспилотникам и вертолетам летать и атаковать Украину", цитирует СМИ.
Президент подчеркнул, что знает, что НАТО может это сделать и уже раньше так поступало, когда закрыло воздушное пространство над Боснией и Герцеговиной в 1990-х годах. Союзники НАТО, в частности Великобритания, закрывали воздушное пространство над северным Ираком в 1991 году, чтобы защитить курдов от режима тогдашнего иракского правителя Саддама Хусейна.
Несмотря на это, Столтенберг отказал Зеленскому, объяснив это тем, что НАТО было бы вынуждено уничтожить российские системы противовоздушной обороны в Беларуси и РФ, чтобы обезопасить свои самолеты. Тогда бы Альянс оказался в настоящем состоянии войны с Россией.
"А мы не готовы этого делать. Как сказал [Джо] Байден, который в то время был президентом США, мы не будем рисковать третьей мировой войной ради Украины", – вспомнил бывший генсек НАТО.
Он добавил, что боялся за жизнь Зеленского, его семью и того, что этот разговор может стать последним телефонным звонком украинского президента.
The Times отметило, что отказ предоставить Зеленскому воздушные силы был частью того, что Столтенберг назвал "противоречивым" подходом НАТО к помощи Украине. Утром 24 февраля страны – члены Альянса собрали экстренное заседание, на котором приняли решение помочь Украине и одновременно сделать все возможное, чтобы предотвратить эскалацию НАТО с РФ.
В мемуарах Столтенберг отметил, что решение не направлять войска НАТО в Украину "правильным подходом", но признал, что западная помощь Украине была "слишком малой и запоздалой". Он предположил, что, если бы Альянс и союзники после вторжения РФ в Украину в 2014 году достаточно вооружили Киев, это могло бы предотвратить полномасштабную войну.