Украина использует различные способы освобождения своих заложников – от работы в правовом поле до спецопераций, сообщил советник главы СБУ Юрий Тандит. О них он рассказал в комментарии "ГОРДОН", отвечая на вопрос, будет ли еще использоваться схема обмена, по которой были освобождены Надежда Савченко, Геннадий Афанасьев и Юрий Солошенко.
У меня на столе лежат пять томов дела "Варвары", его главный участник – человек, который дал лживые показания против Клиха и Карпюка
"Президент поставил конкретную задачу – использовать различные способы освобождения заложников. Мы, СБУ, ежедневно собираем информацию, которая доказывает противоречивость действий в судебных процессах, организованных Россией. У меня на столе лежат пять томов так называемого дела "Варвары", его главный участник – человек, который дал лживые показания против Клиха и Карпюка (обвиняемых в РФ в убийстве российских военных в Чечне украинцев Николая Карпюка и Станислава Клыха. – "ГОРДОН"). Мы помогаем адвокатам собирать эту информацию и предоставлять ее в судах. Это было сделано, например, в деле Надежды Савченко", – рассказал он.
Кроме того, по его словам, СБУ занимается непосредственно поиском и освобождением пленных на Донбассе.
"Второе направление – поиск и все-таки попытки проведения спецопераций в тех местах, которые до сих пор еще не контролируются так называемыми властями Донецка и Луганска. Такие места есть в "ЛНР" и "ДНР". Цифра освобожденных и найденных растет. Мы не обо всем пока можем говорить, учитывая, что мы не контролируем часть территории, и идет необъявленная война, но цифра эта растет", – утверждает Тандит.
Кроме того, освобождению украинцев помогает работа в правовом поле в отношении людей, на которых их можно обменять, отметил он.
"Третий момент – конечно, способы, которые реализуются по самым известным заложникам, в том числе Надежде Савченко и двум освобожденным вчера (Солошенко и Афанасьеву. – "ГОРДОН"). Очень важно, чтобы мы работали максимально в правовом поле, потому что может не хватить одного дня, и за это время может кто-то из наших ребят просто умереть там. По нашей даме, которая вчера была передана (одесской журналистке Елене Глищинской. – "ГОРДОН"), мы, государство Украина, фактически использовали статью 331 Уголовно-процессуального кодекса Украины – избрание, отмена или изменение меры пресечения. То есть мы решением украинского суда смогли передать ее и благодаря этому забрать двоих ребят", – рассказал советник главы СБУ.
В нашей практике был случай, когда мы забрали сразу 20 наших заложников, отдав одного человека
"То есть используются разные методы, чтобы освобождать наших ребят. Сейчас ведется процесс освобождения 25 наших заложников, согласно Минским договоренностям, и мы готовы передать туда 50 человек, которые подозреваются или совершали преступления против целостности Украины", – подчеркнул Тандит.
Он отметил, что в этот раз рассматривается формула "два за одного", но "бывает и по-другому".
"В нашей практике, лично у меня, были уникальные случаи, когда за одного нам отдавали четверых, шестерых, и был один случай, когда мы забрали сразу 20 человек, отдав туда одного человека. Тут все по-разному. Мы готовы идти на любые компромиссы, учитывая, насколько важно для нас освобождение оставшихся ребят", – сказал он.
При этом глава СБУ отметил, что в конечном итоге в вопросе освобождения и обмена пленных главное – "решение одного человека".
"На сегодняшний день фактически принимает решение, освобождать или не освобождать наших людей, один человек. Если говорить о Минских договоренностях, с той стороны все под полным его контролем. Мы со своей стороны все равно, даже в таких условиях, изыскиваем возможности убеждать тех людей и того человека, что это нужно делать", – заявил Тандит.
Он также прокомментировал неоднократные комментарии Кремля об активной роли в переговорах главы движения "Украинский выбор", члена гуманитарной подгруппы трехсторонней контактной группы Виктора Медведчука.
"Ну знаете как: главное – делать дело. Если кто-то готов помогать нам в скорейшем освобождении наших ребят, то мы будем с ним сотрудничать. Придет время, и все встанет на свои места. На сегодняшний день мы должны возвращать сыновей, мужей своим близким, это приоритетная задача", – подчеркнул советник главы СБУ.
Украина допустила ООН почти к 600 задержанным, но в Донецке, Луганске и России международные организации не были допущены к нашим заложникам
Тандит отказался прямо отвечать на вопрос о количестве задержанных в Украине людях, которые могут быть интересны России, и в обмен на которых могут быть освобождены украинские политзаключенные.
"Мы действуем в рамках закона. Есть, например, закон о персональных данных. Мы не говорим, что у нас есть такое-то количество людей и они находятся там-то. Вот даже по последнему освобождению мы официально не называли людей, которых передавали туда, только сказали, что эти два человека связаны с так называемыми одесскими событиями. У нас достаточно возможностей для того, чтобы передавать туда людей и забирать наших. Вопрос не в том, сколько их", – заявил он.
Однако говоря о скандале с миссией ООН, заявлявшей о недопуске в некоторые украинские изоляторы, где, по их подозрению, работники СБУ незаконно удерживают и пытают людей, Тандит назвал число граждан, которые подозреваются в сепаратизме.
Он напомнил, что на прошлой неделе глава СБУ Василий Грицак встретился с помощником генерального секретаря ООН Иваном Шимоновичем и руководителем миссии, работавшей в Украине, и они договорились о создании рабочей группы, которая будет на постоянной основе заниматься мониторингом всех мест, где, "возможно, находятся люди, которые совершали преступления против целостности Украины".
"Фактически Украина допустила почти к 600 задержанным, которые подозреваются в преступлениях против целостности Украины, но международные организации не были допущены к нашим заложникам в Донецке, Луганске и в России. Они получили доступ только к четверым. Когда в этот раз миссия ООН выезжала за линию соприкосновения в Луганской области, их не пустили дальше, а в Донецке не был показан ни один из наших заложников", – сказал Тандит.
14 июня 2016 года украинцев Юрия Солошенко и Геннадия Афанасьева обменяли на двух граждан Украины, подозреваемых в сепаратизме и государственной измене. Речь идет о двух одесских журналистах Елене Глищинской и Виталии Диденко, которые, по данным СБУ, были причастны к созданию сепаратистского "Народного совета Бессарабии".
До этого, в конце мая, была освобождена украинская летчица, народный депутат Надежда Савченко.
По данным спикера Верховной Рады Андрея Парубий власти РФ удерживают в тюрьмах от 29 до 38 политзаключенных – граждан Украины. В плену на Донбассе, по данным первого вице-спикера Ирины Геращенко на 26 мая, остаются 113 украинцев.