Германия и Франция должны оставаться ведущими участниками нормандского формата, а роль США была бы важной в фокусировании видения президента РФ Владимира Путина на вопросе о том, хочет ли он "выйти из тупика", в который превратился конфликт на Донбассе, сказал спецпредставитель Госдепартамента США по вопросам Украины Курт Волкер в интервью ZN.UA.
"Берлин и Париж используют свои возможности в рамках минского процесса, чтобы обсуждать конкретные детали: где должна проходить линия прекращения огня; как, когда и куда отводить тяжелое вооружение; как противодействовать обострению в конкретных горячих точках и т.п. Это, безусловно, важные вещи", – отметил он.
Волкер добавил, что в решении этих вопросов непосредственное участие США "не добавило бы ничего".
"В чем роль Соединенных Штатов была бы важной? В том, чтобы сфокусировать видение Владимира Путина на стратегическом измерении проблемы. Чтобы он сосредоточился на решении того, хочет он выйти из этого тупика или нет. США могут сказать Путину: если хотите – мы можем помочь, если не хотите – мы можем гарантировать, что вам станет хуже", – заявил спецпредставитель.
Вооруженный конфликт на востоке Украины начался в апреле 2014 года. Боевые действия ведутся между Вооруженными силами Украины и пророссийскими боевиками, которые контролируют часть Донецкой и Луганской областей.
Переговоры об урегулировании конфликта ведутся в трехсторонней контактной группе в Минске (Украина, Россия, ОБСЕ), а также в нормандском формате – с участием представителей Украины, Франции, Германии и России.
О необходимости привлечь к переговорам Соединенные Штаты представители Украины заявляли еще в начале 2015 года.
В октябре 2016 года президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия не против привлечения США в нормандский формат. Посол США в Украине Мари Йованович тогда сообщила, что пока у Соединенных Штатов нет планов присоединиться к нормандскому формату.
Глава Министерства иностранных дел Украины Павел Климкин сказал в феврале 2017 года, что вопрос привлечения американской стороны к нормандскому формату не поднимался ни на встречах в нормандском формате, ни на отдельных встречах. Он отметил, что "это мифология, которую почему-то все подхватили".