В России установлен новый рекорд продолжительности пребывания на посту руководителя государственного телерадиовещания. Предыдущий принадлежал председателю Гостелерадио СССР Сергею Лапину, который занимал этот пост более 15 лет. О том, какие факторы привели к тому, что нынешний директор Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) Олег Добродеев стал новым "рекордсменом", в своем блоге рассуждает журналист и телеведущий Евгений Киселев.
Картинка на российском государственном телевидении переменилась как по мановению волшебной палочки. Украина забыта, все разговоры про Сирию, а про США, про Обаму, очень сдержанно и политкорректно
Даже из моего киевского далека видно, что картинка на российском государственном телевидении переменилась как по мановению волшебной палочки. Полтора года зрителям рассказывали про "Крымнаш", про киевскую хунту, про укро-фашистов, бандеровцев и государственный переворот, якобы совершенный в Киеве зловредными "пиндосами". Теперь Украина забыта, все разговоры про Сирию, а про США, про Обаму, очень сдержанно и политкорректно. Просто чудеса в решете.
Между тем, на этой неделе произошло никем не отмеченное, но, тем не менее, знаменательное событие. В "Книгу рекордов Гиннесса" может быть записано новое достижение: в России установлен новый рекорд продолжительности пребывания на посту руководителя государственного телерадиовещания. Предыдущий принадлежал незабвенному Сергею Георгиевичу Лапину. Лапин был председателем Гостелерадио СССР почти все брежневские, андроповские и черненковские годы – с весны 70-го и почти до конца первого перестроечного 1985-го. 15 лет и 8 месяцев.
И вот, по моим подсчетам, сегодня лапинский рекорд пал. Новым долгожителем в должности главы Гостелерадио, — неважно, что нынче оно называется по-другому, ВГТРК, стал Олег Борисович Добродеев, черт возьми, Добродеев "сделал" Лапина. Не верится, но это так.
Сергея Лапина за глаза называли "Сталиным российского телевидения". Добродеев ни на Сталина, ни на Лапина совсем не похож. Похож, скорее, на Пьера Безухова – во всяком случае, каким мы его представляем по иллюстрациям Шмаринова и фильмам Бондарчука-старшего. Но внешность, как говорится, обманчива.
На российском телевидении не осталось людей, ни в чем не твердых и путинскому режиму нелояльных хотя бы в душе
Между Добродеевыми Лапиным удивительно много общего. Лапин уничтожил практически все живое, что существовало до него на советском телевидении – от прямых эфиров до КВН, от незабвенного Алексея Каплера в качестве ведущего "Кинопанорамы" до множества других талантливых людей на телевидении, которым так и не суждено было состояться в профессии благодаря тонкому политическому чутью Сергея Лапина, умевшего вовремя распознать в талантливом журналисте человека идеологически невыдержанного, нестойкого, а значит, в перспективе, нелояльного.
Добродеев, в общем-то, повторил лапинский путь, если не превзошел: людей, ни в чем не твердых и Путинскому режиму нелояльных хотя бы в душе, на российском телевидении не осталось. А та жуткая машина государственной агитации и пропаганды, так изощренно промывающая мозги населению России, — это его, Добродеева, творение. Это он машет волшебной палочкой, и вмиг меняются почти до неузнаваемости программы государственного телевидения.
При этом Добродеев, как его предтеча, Лапин, человек высокообразованный, эрудит, книгочей, тонкий знаток истории и литературы, при нем и много хорошего случилось на телевидении. Но и при Лапине тоже на центральном телевидении СССР и "Иронию судьбы" выпустил, и "Покровские ворота", и многое другое бывало, что не вписывается в портрет "телевизионного Сталина".
Но, как в свое время написал замечательный писатель Василий Гроссман, размышляя над страницами истории России, заводчик, купец, вышедший из мужиков, живя в своем особняке, путешествуя на собственной яхте, сохраняет черты своего крестьянского характера: любовь к кислым щам, к квасу, к грубому, меткому народному слову. Маршал в расшитом золотом мундире хранит любовь к махорочной самокрутке. Помнит простой юмор солдатских изречений. Но не любовью к щам и махорочной самокрутке завоевывается капитал и слава генералов.
Вот точно так же Олег Добродеев войдет в историю телевидения тем, что вложил информационный топор в руки безумных, распоясавшихся своих подчиненных, российских пропагандистов современного времени.