Правом вето в Совете Безопасности ООН, благодаря которому Россия заблокировала создание международного трибунала для расследования обстоятельств катастрофы авиарейса МН17 в небе над Донецкой областью, обладают все пять постоянных членов Совета безопасности ООН – Россия (как правопреемница СССР), Китай, США, Франция и Великобритания.
Возможность вето, или блокирования каких-либо решений, существовала еще в Лиге наций, но там этим правом обладали все члены совета. В послевоенном устройстве мира право вето получили только пять стран – основателей ООН. И даже при таком ограничении использование вето приводило к тому, что Совет Безопасности оказывался неспособным обеспечить безопасность.
В 1983 году СССР наложил вето на резолюцию, обвинявшую советскую военную авиацию в нанесении ракетного удара по пассажирскому самолету Корейских аваилиний
В марте прошлого года Россия заблокировала резолюцию Совета Безопасности ООН, осуждающую аннексию Крыма. После того как началась гражданская война в Сирии, Россия (одновременно с Китаем) накладывала вето на все резолюции, направленные против режима Башара Асада. Также Россия и Китай голосовали против резолюций, вводящих санкции против военной хунты в Мьянме и режима президента Зимбабве Роберта Мугабе.
Стоит вспомнить и прецедент, во многом схожий с катастрофой сбитого малайзийского авиалайнера. 12 сентября 1983 года СССР наложил вето на резолюцию авторства США, Южной Кореи, Канады и Японии, обвинявшую военную авиацию СССР в нанесении ракетного удара по пассажирскому самолету Boeing 747 Корейских авиалиний. После введения советских войск в Афганистан СССР блокировал резолюции, осуждающие эту военную агрессию.
США, в свою очередь, регулярно блокируют любые резолюции, осуждающие действия Израиля в отношении палестинцев и арабских государств. В 1983 США не допустили принятия резолюции, осуждающей военное вторжение американских войск в Гренаду. Также США, Франция и Великобритания часто вместе голосовали против резолюций, осуждающих режим апартеида в ЮАР в 70– 80-х годах.
Представители стран, инициировавших создание трибунала по МН17: министр иностранных дел Канады Джули Бишоп, министр иностранных дел Нидерландов Берт Коендерс, министр транспорта Малайзии Шри Лиоу Тонг Лай и министр иностранных дел Украины Павел Климкин. Фото: ЕРА
Структура Совета Безопасности, остававшаяся неизменной с середины ХХ века, достаточно часто критикуется в последнее время как безнадежно устаревшая. Государства, не имеющие в нем постоянного членства, избираются всего лишь на два года и не могут воспользоваться правом вето.
За более чем полвека проигравшие во Второй мировой войне Япония и Германия стали одними из самых технологичных стран мира, глобальными и региональными лидерами. Свои амбиции имеют Индия и Бразилия, активно развивающиеся страны с огромными территорриями и потенциалом. Стать постоянным членом Совета Безопасности стремится Индонезия, как самая крупная по населению мусульманская страна. Своего постоянного представителя в Совбезе хотят иметь Лига арабских государств и региональные лидеры Африки — Египет, Нигерия и ЮАР. И Евросоюз.
Страны – инициаторы создания международного трибунала по МН17 уже заявили, что будут добиваться правосудия над виновными в катастрофе другими путями. Не исключено, что именно отклонение Россией резолюции станет началом в процессе пересмотра устава Совбеза ООН, как этого давно добивается ряд государств. Процесс этот, однако, не обещает быть быстрым ввиду позиции всех нынешних постоянных членов Совета Безопасности.