$38.99 €42.16
menu closed
menu open
weather +12 Киев

Профессор Зубов: Если Путин говорит, что Крым имеет право на самоопределение, то и Чечне надо было давать независимость G

Профессор Зубов: Если Путин говорит, что Крым имеет право на самоопределение, то и Чечне надо было давать независимость Андрей Зубов считает, что перед лицом возможных проблем внутри России агрессия в Украине может ослабнуть
Фото: msps.su
Российский историк, философ и религиевед Андрей Зубов рассказал изданию "ГОРДОН", при каких условиях перемирие на Донбассе может стать успешным, почему вчерашнее послание Путина негативно скажется на будущем России и почему позиция президента РФ в отношении Крыма и Украины абсолютно нелогична.

У всех абсолютно сторон, включая ОБСЕ, есть скепсис в вопросе мирного урегулирования на Донбассе, потому что они видят, что российско-ДНРовская-ЛНРовская сторона не держит своего слова. И когда есть хоть малейшая возможность или какие-то военные положительные перспективы, они срывают перемирие и начинают военные действия.

Когда по обе стороны есть вооруженные группы людей, конечно, эксцессы неизбежны. Но если есть желание сохранять перемирие, то эти эксцессы не перерастают в серьезные боевые действия. Здесь же мы видим, что после Минских соглашений погибли уже многие тысячи людей. Были наступления, обстрелы, бои – все, что угодно, было. Поэтому совершенно ясно, что та сторона не заинтересована в мире.

Единственный вариант, что Россия рано или поздно будет вынуждена все-таки прекратить поставлять помощь боевикам и покинет юго-восток Украины, поскольку санкции – это не шутка, и перед лицом возможных социальных беспорядков в России власть Путина будет вынуждена пойти на свертывание агрессии.

Важно не перемирие само по себе, а то, что последует за ним. Если за этим перемирием последует постепенная эвакуация этих так называемых республик и освобождение юго-востока не военными, а мирными средствами, тогда это перемирие – положительное явление и начало стабилизации. Но если речь идет о сохранении статуса-кво, то есть Донецк, Луганск и эти районы, прилегающие к российской границе, контролируются боевиками, а другая часть Донецка и Луганска – Украиной, то вот такое противостояние без огня, безусловно, очень быстро будет сорвано, как было сорвано уже много раз.

Во вчерашней речи Путина призыв к миру не прозвучал

Во вчерашней речи Путина призыв к миру не прозвучал. Самое главное – что там не прозвучало желание к тому, чтобы изменить ситуацию, которая привела Россию к краю экономической катастрофы. Ключ к ситуации в отношениях с Украиной в руках Путина. Как и причины санкций – причины, по которым Россия оказалась в столь незавидном положении. Но этим ключом Путин не хочет повернуть. Наоборот, приводя удивительную и, с точки зрения разумного человека и историка, невероятную аргументацию, он говорил о том, что Крым всегда был российским. И, как вы помните, "тот, кто попытается забрать у нас Крым, того постигнет участь Гитлера и нацистов",  совершенно безумные слова, к сожалению. Ясно, что отсюда все началось.

Путин не признает присутствия российских войск на Украине, не признает, что Россия помогает юго-восточным повстанцам техникой, специалистами, тренировочными лагерями. Коль он этого не признает, то он врет. А если он врет, то, соответственно, нет никакой перспективы, что он положительно решит эту проблему. Пока это послание – это послание человека, который хочет продолжать строить то положение, которое есть сейчас,  положение агрессии, и который ради этого готов превратить Россию в осажденную крепость – нищую, бедную, все бросающую на оборону против несуществующего на самом деле геополитического врага.

Вчера Путин вспомнил и о наших сепаратистах. Речь идет о Чечне, на чем, собственно говоря, он и пришел к власти в 1999-2000-м году. У нас в России не любят говорить о каких-то двойных стандартах, но здесь двойной стандарт более чем налицо. Когда один из субъектов Российской Федерации, а именно Чечня, попытался отделиться, то там действительно было мощное сепаратистское движение, другое дело, насколько оно было законным, общенародным для чеченцев, но то, что оно было и довольно мощное, – это факт. И Россия, и Путин лично не сомневались ни на минуту, применив все силы, чтобы с сепаратизмом покончить. И, наверное, они на это имели право, ведь единство территории государства священно, тем более, что никакого геноцида чеченского народа не было, масса чеченцев жили в России, в том числе учились у нас в МГИМО и не подвергались никаким репрессиям.

Даже в позиции Сталина была своя, пусть лживая, но логика, а здесь вообще никакой логики нет, только вранье

Так же, как не было геноцида русского народа в Крыму, так и не было геноцида чеченцев в России. И в этом смысле добиваться того, чтобы единство России сохранилось, а сепаратисты были обезврежены, изгнаны, – это естественная задача государства. Только почему-то по отношению к Украине Путин этот принцип не распространяет и то, что можно было делать России, нельзя делать Украине. Это абсурд! Полный абсурд ситуации! И раз у Украины Крым имеет право на самоопределение, даже если все это сфальсифицировано, даже если далеко не все люди за это, то и Чечне, Дагестану нужно было давать независимость тогда, в 99-м году. Если единство территории превалирует, надо признать права Украины и не лезть. Позиция Путина настолько нелогична, что такое редко бывает в истории дипломатии, международных отношений, по крайней мере в 20-м веке. Даже в позиции Сталина была своя, пусть лживая, но логика, а здесь вообще никакой логики нет, только вранье.

В Грозном вчера просто попытались показать, что война не окончена, что точка не поставлена, что в Чечне есть силы сопротивления. То, что погибли люди, – это ужасно. И с той, и с другой стороны, и сепаратистов жалко, и тех, кто с ними боролся. Но это, конечно, тоже очень хороший знак. Это напомнило о том, что нельзя применять двойные стандарты, они всегда выступают в конечном счете против тебя самого.