После аннексии Крыма стало понятно, что россияне не изменились после развала СССР. Такое мнение высказал российский военный журналист Аркадий Бабченко на своей странице в Facebook.
"Да, везде большинство населения – бюргеры, и везде пассионарии – в меньшинстве. Но нигде на протяжении семидесяти лет не было такого генетического эксперимента над народом по отрицательному естественному отбору. И он, надо признать, удался. Русский народ в этом эксперименте проиграл. Те его представители, которые должны были двигать страну в двадцатом и двадцать первом веке, – уничтожены в лагерях и войнах. А на их месте образовался советский народ", – написал он.
Журналист отметил, что, даже пересев на дорогие западные автомобили, россияне все равно остались советским народом.
"Не было после девяносто первого года массового покаяния. Не было массового суда. Не было осмысления прошлого. И осмысления будущего. Осмысления нацией себя как нации. И не было завоевания свободы. А теперь ситуация еще хуже. Теперь, как в девяносто первом, просто так уже не прокатит. Типа ну ок, ладно, мы были не правы, признаем, все, проехали, вот вам ваш Донбасс, сейчас, секундочку, пыль вот тут стряхнем – вот, держите, почти как новенький, давайте жить дальше, что было, то прошло, а кто помянет, тому глаз вон..." – продолжил он.
Бабченко подчеркнул, что так уже не будет.
"Перезагрузка этой страны возможна теперь только через массовое национальное покаяние. Только через массовое осмысление того факта, какое же на самом деле преступление было совершено тем жарким летом 2014 года. А этого понимания на самом деле нет даже и у значительной части либеральной части общества. Довольно часто встречаешься с той точкой зрения, что Донбасс – ну, это просто еще какая-то одна войнушка в нескончаемой череде таких же – Чечня, Грузия, Приднестровье, Афган. Одной больше, одной меньше. Да, мы не правы, но не третья мировая же, в конце концов", – пишет он.
При этом, по мнению журналиста, события на Донбассе "не просто еще одна" война, а точка бифуркации.
"Это была совершенно переломная линия. Это было самое важное событие, произошедшее с Россией после девяносто первого года. Но Россия так этого и не поняла. И не поймет. Не будет здесь никогда ни осмысления, ни покаяния. И поскольку никаких предпосылок ни к тому, ни к другому на сегодняшний момент не наблюдается – значит, не будет и ничего. Эта страна и вправду сама выбрала себе этот путь. Ну так зачем ей мешать в этом? Единственное, в чем ей надо мешать, – это убивать людей по периметру", – продолжил он.
Журналист добавил, что ген свободомыслия в России все равно каждый раз появляется заново, но ему не хватает времени между зачистками, чтобы стать значимой силой.
"Это не генетика. Нет ни одного народа, который был бы генетически лучше или хуже других. Все одинаковы. Везде бюргеры – большинство. Никакого отношения к генетике это не имеет. Это – социология. Мы каждый раз проигрываем. Все последние сто лет мы каждый раз проигрываем. Проиграли и в этот раз", – подытожил Бабченко.
38-летний Аркадий Бабченко – российский военный журналист и писатель, основатель проекта "Журналистика без посредников".