Високосный год считается в России опасным – как, впрочем, и всякий – и от него принято ждать пакостей. Об этом пишет российский писатель, журналист и поэт Дмитрий Быков в колонке для российской газеты "Собеседник".
Он отметил, что это "именно российское ноу-хау". "Согласно русским поверьям, Касьян – чьи именины приходятся на 29 февраля – это имя ангела, поднявшего восстание на Господа, и теперь его за это три года бьют молотом по лбу, а на четвертый перестают. Типа он такой Прометей. Святой Иоанн Кассиан – основатель монастырей в Галлии, живший в пятом веке, – ко всему этому, конечно, ни сном, ни духом не относится; у нас своя народная этимология, согласно которой Касьян связан либо с косоглазием ("Пошел прочь, косой Касьян" – этими словами провожают високосный год), либо с косой смерти ("Касьян косой косит"). В високосный год не следует жениться, потому что "Касьян на что ни взглянет, все вянет", – отметил Быков.
Он рассказал, что долго думал, почему именно в России так не любят лишний день. "Нашел ответ у Солженицына, в "Одном дне Ивана Денисовича": "Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов – три дня лишних набавлялось…" – пишет публицист.
По словам Быкова, "это нам Солженицын дает понять, что такое каждый лагерный день". "И каждый лишний день в лагере. Вот в том-то и дело: мы все воспринимаем свою жизнь в России более или менее как отсидку, и обращаются с нами соответственно: мы, едва родившись, уже виноваты, и об этом знает любой вахтер, любой милиционер, любой вообще начальник (слава Богу, продавцы сейчас вежливей, чем в моем детстве, – не иначе растлевающее влияние рынка). Високосный год – лишний день срока, еще одно унижение. Как писал Эмброз Бирс в "Словаре сатаны" – сатаны, заметьте! – "Год – это 365 разочарований". В високосном году их 366", – резюмировал он.