На любой войне убийство военного музыканта – преступление, нарушающее все законы войны. Об этом написал в колонке для издания "Собеседник" российский писатель и публицист Дмитрий Быков, комментируя гибель в авиакатастрофе над Черным морем музыкантов ансамбля песни и пляски имени Александрова.
"Военный музыкант есть лицо неприкосновенное, как и посол. И если над Черным морем произошел теракт, то это второе подряд демонстративное убийство, не просто жестокое, но опрокидывающее все законы. Военный музыкант подвергается всем обычным солдатским рискам, но находится в особенно уязвимой позиции: у него в руках вместо автомата – труба или барабанные палочки, он беззащитен вдвойне. И потому есть такая скорбная мощь в военной музыке, и потому ее не могут без слез слышать даже самые упорные пацифисты", – отметил Быков.
Скорбь по погибшим и травля тех, кто якобы скорбит недостаточно, не должны помешать разглядеть символизм гибели музыкантов, считает писатель.
"Смерть военного музыканта – всегда событие знаковое, будь хоть трижды атеистом. Случайность или теракт убивает русскую военную музыку, но мишень выбрана с ужасающей точностью. Без военного хора нет памяти о "Варяге", без трубача нет сигнала к атаке, без музыки вообще нет смысла ни в чем. Всякая смерть ужасна, но не всякая символична", – говорится в статье.
"Для настоящей скорби нужно видеть, что происходит. А это, что уж там, очень страшно", – подытожил Быков.
Самолет минобороны РФ, на борту которого находились российские военнослужащие, артисты ансамбля имени Александрова и представители российских СМИ, летевшие на новогодний концерт в Сирию, потерпел крушение 25 декабря в Черном море. Всего на борту находились 92 человека.
Посол РФ в Турции Андрей Карлов был убит 19 декабря 2016 года на открытии фотовыставки в центре современного искусства Анкары.
В российского дипломата стрелял сотрудник турецкой полиции Мевлют Мерт Алтынташ. В момент покушения стрелок выкрикнул: "Аллах Акбар. Мы умираем в Алеппо, ты умрешь здесь!"