"Это механизм углеродной корректировки на границе по факту. То есть когда есть украинский экспортер, экспортер цемента, железа, стали, алюминия в европейские страны. Ему придется пройти определенный этап проверки, насколько там его продукция была произведена с использованием чистых технологий", – пояснила она.
По словам Верещинской, особенно сложной ситуация будет для предприятий металлургии, которые из-за войны либо понесли значительные потери, либо вообще оказались в оккупации.
"Для них вопрос декарбонизации вообще не стоял. Для них стоял вопрос выживания. Поэтому я понимаю, почему так много украинских производителей очень насторожены по поводу этого механизма, который в Европе коммуницируется как механизм для контроля выбросов на самом деле. Но для украинских производителей это, конечно, выглядит немного как издевательство", – подчеркнула эксперт.
В то же время, как отмечает Верещинская, в законодательстве ЕС о CBAM предусмотрена возможность отсрочки для отдельных стран.
"К нашей радости, действительно в европейском регулировании о CBAM есть моменты о его отсрочке. Мы также понимаем, что это же нельзя просто прийти, сказать: "Пожалуйста, дайте нам отсрочку". Ты должен выполнить определенный перечень условий, которые на самом деле очень хорошие для Украины, потому что они как раз об улучшении законодательства, о создании системы торговли выбросами внутри", – отметила она.
По ее мнению, шанс на отсрочку есть, но для этого Украине нужно усилить внутреннюю климатическую политику.
"У нас мало времени, и по факту эта отсрочка – это единственное, что может нам очень сильно помочь", – подчеркнула Верещинская.