Президент Польши Анджей Дуда подпишет закон об Институте национальной памяти. Об этом он сообщил 6 февраля в специальном обращении, текстовую трансляцию которого вело издание Wprost.
"Мы имеем право на историческую правду. Вот почему я принял решение. Я решил, что подпишу этот закон, и поэтому эти положения вступят в силу", – подчеркнул президент Польши.
Дуда также передаст документ в Конституционный суд, чтобы тот проверил, не ограничивает ли он свободу слова и убеждений
"Я хотел бы, чтобы трибунал сказал, что в этом отношении данные положения являются конституционными", – отметил президент Польши.
Во время выступления Дуда ни разу не упомянул Украину.
26 января польский Сейм в третьем чтении проголосовал за законопроект о поправках к закону об Институте национальной памяти.
За отрицание "преступлений украинских националистов" в 1925–1950 годах законом предусмотрен штраф или лишение свободы на срок до трех лет. Нормы закона распространяются не только на граждан Польши, но и на иностранцев. Исключение сделано для художественных произведений и научных дискуссий.
В ночь на 1 февраля закон принял польский Сенат, его направили на подпись президенту и Дуда обещал его "тщательно проанализировать".
Президент Украины Петр Порошенко отметил, что закон не соответствует стратегическому партнерству между Украиной и Польшей.
Парламент Украины утром 6 февраля принял проект постановления, которым ответил парламенту Польши на внесение поправок в закон об Институте национальной памяти. В заявлении говорится, что "Верховная Рада Украины с разочарованием и глубокой обеспокоенностью восприняла решение Сейма".
"Верховная Рада Украины категорически не приемлет и отвергает политику двойных стандартов и навязывание идей коллективной ответственности украинского народа, а также попытки польской стороны приравнять действия всех борцов за независимость Украины к преступлениям двух тоталитарных режимов ХХ века – нацистского и коммунистического", – отмечается в обращении парламента.
Государственный департамент США призвал Варшаву пересмотреть документ. В МИД Израиля заявили, что закон "оспаривает историческую правду". В ОБСЕ посчитали, что он ограничивает свободу выражения взглядов.