Еще в ноябре экономический дайджест Bloomberg пришел к выводу, что 2025 год станет годом сокращения потребительских расходов, поскольку Москва будет вынуждена выбирать между "пушками" и "маслом", говорится в статье. Также авторы отмечают, что на этой неделе эта динамика стала очевидной: пока нелегитимный президент страны-агрессора России Владимир Путин участвовал в церемонии поднятия флага на новейшей атомной подводной лодке с баллистическими ракетами, продажи автомобилей в июне упали на 30%.
Поворот в экономике также стал заметен 25 июля, когда Центральный банк России снизил главную процентную ставку на два процентных пункта – вслед за понижением на один пункт в предыдущем месяце, пишут журналисты. Они добавили, что опасения по поводу инфляции уступают место тревоге по поводу роста. Министр экономики РФ Максим Решетников в июне даже предупредил, что РФ на грани скатывания в рецессию.
Аналитик по геоэкономике в Bloomberg Economics Алекс Кокчаров заявил, что все больше свидетельств сложных времен в нескольких секторах российской экономики. Он отметил, что влияние войны, западных санкций, нехватки рабочей силы, более низких цен на нефть, укрепление валюты и высоких процентных ставок "берут свое". И поскольку Путин почти полностью сосредоточен на военных целях в войне против Украины, риск, по его словам, состоит в том, что гражданская часть экономики будет только ухудшаться.
Военная индустрия и госзаказ поддерживают экономику, но их уже недостаточно, отмечает агентство.
До полномасштабного вторжения в 2022 году российская угольная промышленность в значительной степени полагалась на горное оборудование из Европы, США и Японии, но санкции отрезали доступ к нему, отмечает СМИ. Сначала надеялись на китайских поставщиков, но качество китайской техники часто не отвечает ожиданиям, а доступность ограничена, отмечает медиа. Во многих случаях заказ нужно оформлять за несколько лет вперед, сообщили осведомленные источники.
До полномасштабной войны ведущие угольные компании обращались к Европе за финансированием – через кредиты и облигации, но теперь этот канал перекрыт. ЕС до 2022 года был покупателем примерно половины экспорта угля – эти поставки сейчас запрещены, напомнили журналисты.
Если бы военно-промышленный комплекс был достаточно сильным, сектор стали должен увеличиться, но он также приходит в упадок, говорится в материале. Там отметили, что одна из причин – замедление строительства на фоне ослабления рынка недвижимости.
Генеральный директор Северстали Александр Шевелев предположил, что внутренний спрос на сталь снизится на 10% в этом году. Экспорт также страдает – из-за укрепления рубля.
С начала года рубль вырос примерно на 43%, отчасти благодаря высоким ставкам Центробанка (сейчас 18%), но это укрепление также снизило доход от нефти, подчеркнуло агентство.
По данным Bloomberg, руководители крупнейших банков России приватно обсуждают возможность обращения к государству за помощью, если уровень проблемных кредитов продолжит расти в течение следующего года. По словам источников, внутренняя оценка кредитного портфеля значительно хуже, чем показывает официальная статистика.
Хотя глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что опасения по поводу капитала банков "абсолютно безосновательны", гендиректор "Сбербанка" Герман Греф в июне признал: качество кредитного портфеля ухудшается, компании все чаще вынуждены реструктуризировать долги.
Главный экономист T-Investments София Донец сказала, что остается "только узкий круг отраслей с высокими темпами роста – все связаны с госзаказами и обороной". Она подчеркнула, что "сложно найти другие сектора, которые находятся в "плюсе".
Один из возможных источников дохода, по мнению авторов статьи, конфискация активов. Они добавили, что в России такие случаи выросли втрое за последний год. Бизнес-лидеры все громче бьют тревогу, говоря о "волне национализации" и неформально поднимая вопрос на встречах с Путиным, пишет издание.
Bloomberg прогнозирует, что Путин вряд ли отступит.
Кокчаров считает, что "Путина не беспокоит, если будет добыто меньше угля, срублено меньше древесины или упадут розничные продажи". Он добавил, что глава Кремля "полностью сфокусирован на достижении военных целей" и, скорее всего, "хочет войти в историю России как Петр I или Екатерина II".