Аналитик Тегеранского центра стратегических исследований Али Акбар Дарейни, которого цитирует телеканал, предположил, что Иран ожидал большей "оперативной поддержки" от России, включая поставки оружия, технологий и обмен разведданными.
Представитель западных спецслужб в комментарии CNN заявил, что "сдержанный" подход России не удивляет, поскольку сотрудничество между Москвой и Тегераном носило "чисто сделочный и утилитарный характер". Расширение производства дронов на заводе в Елабуге и полная интеграция Shahed-136 в российский ВПК фактически вытеснили Иран на обочину, добавил представитель спецслужб.
По информации источников, заявляет телеканал, россияне модернизировали дроны: улучшили системы связи, увеличили срок службы батарей и объем боекомплекта. Сначала Иран поддерживал локализацию производства, но дальнейшие модернизации, "похоже, застали его врасплох", предполагает медиа.
Источник, цитируемый СМИ, утверждает, что такая эволюция "знаменует собой постепенную потерю Ираном контроля над конечным продуктом".
По контракту на $1,75 млрд, Россия планировала произвести 6 тыс. дронов к сентябрю 2025 года, но, по данным CNN, план выполнили годом ранее. По информации украинской военной разведки, добавляет телеканал, ежемесячно на заводе в Елабуге производится более 5,5 тыс. беспилотников. Цена на дроны для России упала с $200 тыс. до $70 тыс.
Медиа отмечает: российская сторона не выполнила некоторые финансовые обязательства перед иранскими партнерами, частично из-за международных санкций. Это усилило недовольство Тегерана, также жалующегося на блокирование передачи обещанных Россией авиационных технологий, констатирует телеканал.