Руководитель Чечни Рамзан Кадыров никогда бы не пошел на преступление, не считая, что того хочет президент России Владимир Путин. Об этом в эфире "Радио Свобода" заявил российский историк и публицист Андрей Пионтковский. Темой беседы было убийство российского оппозиционера Бориса Немцова.
"Вы же помните, какие неожиданные события обрушились на нас буквально через несколько дней после убийства Немцова. Федеральной службой безопасности и Следственным комитетом были арестованы высокопоставленные офицеры кадыровских спецслужб, довольно близкие к высшему руководству Чечни. Следы шли уже к замкобату чеченского батальона "Север" Руслану Геремееву и депутату Госдумы РФ Адаму Делимханову, а это второй и третий человек у Кадырова. И руководство ФСБ настойчиво требовало их допроса", – отметил Пионтковский.
По мнению публициста, это был очевидный вызов Путину, который ставил того в неудобное положение.
"Следователи ездили в Чечню, и там один из офицеров охраны Кадырова был застрелен при попытке задержания. Столкновения шли по-взрослому. В конце концов Путин вернулся, овладел ситуацией, но ценой совершенно смехотворной версии о заказчике и организаторе преступления – тем и другим был назван какой-то шофер Мухудинов (Руслан Мухудинов, экс-боец "Севера". – "ГОРДОН"). И на этом решено было дело закрыть", – сказал Пионтковский.
Он подчеркнул, что соперничество продолжалось, и появились утечки о том, что с Кадыровым и организаторами убийства тесно сотрудничал "самый близкий к Путину человек", генерал армии Виктор Золотов.
"Были задержаны люди Кадырова, а они никогда бы не пошли на преступление без приказа Кадырова. А Кадыров, достаточно опытный царедворец, никогда бы не пошел на преступление, не считая, что этого желает Путин. И скорее всего, только Золотов мог дать ему это понять", – отметил публицист.
Он заявил, что сказанное им – не его версия, а "довольно очевидные факты, лежащие на поверхности, которые озвучивали многие люди и наблюдатели".
"Начался процесс, в котором официальное обвинение называет организатором и заказчиком Мухудинова. Но они не могут набрать присяжных. И я понимаю почему: на скамье подсудимых высокопоставленные чеченцы, которых, кстати, Кадыров официально защищает, и присяжные просто не хотят попадать в эту историю", – сказал Пионтковский.
По его мнению, ФСБ и российские силовики в своей большей части никогда не были довольны "путинским проектом "Кадыров".
"Они считают, что Путин дал слишком много власти кадыровцам, что он лишил силовиков победы в Чечне и так далее. И здесь, в этом убийстве, они нашли возможность бросить вызов проекту "Кадыров" и оказать серьезное давление на Путина. На мой взгляд, за 17-летнюю путинскую историю мы впервые сталкиваемся с таким уровнем конфронтации на самой вершине российской власти", – подчеркнул Пионтковский.
Российский оппозиционер Борис Немцов был застрелен в районе Кремля поздно вечером 27 февраля 2015 года.
Все арестованные фигуранты дела об убийстве политика являются чеченцами. Заур Дадаев, Беслан Шаванов, которые считаются исполнителями убийства, а также Руслан Мухудинов, которого следствие называет организатором и заказчиком, раньше служили в чеченском батальоне "Север".
По информации родственников Немцова, Дадаев, награжденный в 2010 году орденом Мужества, был лично знаком с главой Чечни Рамзаном Кадыровым и другими руководителями республики.
В то же время адвокат семьи политика Вадим Прохоров призывал не преувеличивать роль Мухудинова в убийстве оппозиционера. Он считает, что "водитель Мухудинов" не мог быть заказчиком преступления.
20 июня Следственный комитет РФ объявил, что расследование в отношении пяти фигурантов убийства политика завершено.