В течение многих лет Россия продвигала "Вагнер" среди авторитарных лидеров Африки как грозную силу, которая могла бы защитить власть лидеров и помочь их армиям отвоевать территории у вооруженных группировок, говорится в публикации. Но крупное поражение ЧВК на севере Мали показало, что его реальные возможности могут быть завышены и не соответствовать амбициям одного из ближайших африканских партнеров группы.
Поражение стало крупнейшим для "Вагнера" на африканской земле и одним из самых смертоносных за всю его историю за пределами Украины. Последствия распространились и на российский тыл, поскольку родственники наемников обвинили "Вагнер" в том, что им не сообщили о гибели их близких, пишет издание.
С помощью спутниковых снимков, фото и видео с места боя, опубликованных повстанцами, а также интервью с участниками битвы и местными жителями The New York Times восстановила хронологию событий, предшествовавших разгрому российской колонны, и реконструировала сам бой.
В июле наемники и малийские солдаты обратили внимание на один из отдаленных оплотов туарегов – город Тинзауатен на границе с Алжиром. Туда выдвинулась колонна из примерно двух десятков автомобилей с солдатами, двигалась на север. Тогда российский пропагандист Никита Федянин, который позже погиб, включил свою нательную камеру. На одной из записей с нее видно, как вагнеровцы допрашивают местную жительницу и угрожают раздеть ее догола, если она не даст им информацию.
Конвой продолжил движение и захватил несколько деревень и городов, но их легкие достижения, по словам более чем полудюжины туарегов, которые говорили с журналистами, были частью плана. Они отслеживали передвижение "Вагнера", выжидая подходящего момента для удара. 24-го и 25 июля колонна подорвалась на двух самодельных взрывных устройствах и была вынуждена сойти с основного маршрута через более пересеченную местность. Возле окраины Тинзауатена песчаные дюны затормозили продвижение тяжелой бронетехники.
Когда бои разгорелись и "Вагнер" понес первые потери, его войска быстро вызвали два вертолета для эвакуации раненых и убитых. Но один вертолет разбился, получив повреждения от огня туарегов. Тем временем начался песчаный шторм, и сепаратисты воспользовались возможностью приблизиться. Буря не позволила россиянам вызвать подкрепление. С одной стороны на вагнеровцев напали туареги, с другой – связанные с "Аль-Каидой" исламистские боевики, время от времени сотрудничающие с малийскими повстанцами против правительственных сил. Камера Федянина запечатлела хаос в рядах "Вагнера". В частности, на видео видно одного бойца, который пытается справиться с, вероятно, неисправным гранатометом. В другом месте запечатлен брошенный на открытом пространстве миномет. В конце концов сепаратисты вынудили российскую и малийскую колонну отступить на юг от Тинзауатена.
Колонна застряла в узком проходе между песчаными дюнами. Как сказал один из командиров туарегов, вагнеровцев загнали в ловушку. По словам двух сотрудников малийских служб безопасности, говоривших на условиях анонимности, во время сражения "Вагнер" страдал от плохой координации с правительственными войсками и недооценивал противника.
Издание подтвердило гибель по меньшей мере 46 бойцов "Вагнера" и 24 союзных малийских солдат, сопоставив детали, увиденные на кадрах трупов, такие как форма и татуировки, с изображениями солдат, когда они были живы. Помимо погибших, сепаратисты захватили в плен двух россиян и девять малийцев, а 12 трупов на кадрах с места событий не поддаются опознанию. Старший военный советник сепаратистов сообщил изданию, что 18 сепаратистов были убиты и 45 ранены.