Де Вевер подчеркнул, что его больше всего беспокоит юридический аспект вопроса, поскольку именно в Бельгии расположен финансовый репозиторий Euroclear, где хранятся обездвиженные активы РФ.
"Даже во время Второй мировой войны замороженные активы никогда не трогали. Поэтому это очень важный шаг, если на него решатся. И у нас есть три требования", – сказал он.
По его словам, первое требование Бельгии – полное распределение юридических рисков.
"Мы можем пострадать от гигантских исков. Поэтому, если вы хотите это сделать – нужно делать это вместе. [Во-вторых], мы хотим гарантий на случай, если деньги придется возвращать – что присоединится каждая страна… Нельзя, чтобы последствия потом оказались полностью на Бельгии", – подчеркнул премьер.
В-третьих, как утверждает политик, Бельгия хочет, чтобы аналогичные шаги вместе с ней предпринимали другие страны, где есть обездвиженные российские активы.
"Мы знаем, что в других странах есть большие суммы российских денег, и они об этом всегда молчат. Если мы двигаемся в этом вопросе – давайте двигаться вместе", – отметил де Вевер.
Он добавил, что если другие не согласятся на эти требования, тогда он "будет делать все возможное", чтобы заблокировать решение о репарационной ссуде, потому что видит в нем большие риски.
Де Вевер объяснил, что Россия может конфисковать собственность европейских компаний, которые до сих пор присутствуют в России, и так же могут поступить лояльные РФ страны.
"Мы заберем обездвиженные деньги Путина и можем там "позволить" ему забрать эти деньги обратно. Так что мы можем даже помочь ему, вместо того чтобы наказать. А потом, конечно, все эти компании с конфискованной собственностью начнут судиться против нас... Должна быть прозрачность в отношении рисков и юридической базы для решения – потому что я ее еще не видел... Если вы хотите принимать решения, которых в истории еще не было, нужно начинать с юридической базы", – подчеркнул премьер Бельгии.
Главный дипломат ЕС Кая Каллас сказала в комментарии СМИ перед началом саммита лидеров 23 октября, что понимает опасения Бельгии и что в ЕС будут искать решения, которые учтут эти риски, пишет "Европейская правда".
Каллас отметила, что считает идею репарационного займа с привлечением обездвиженных российских активов справедливой, и это является нужным решением.
"Базовый сигнал – что Россия ответственна за ущерб, который нанесла в Украине… [Это решение] пришлет три очень важных сигнала. Первый – Украине, о том, что мы им помогаем защищаться. Второй – России, о том, что у них не получится "переждать". А третий – Америке, чтобы продемонстрировать, что мы сами делаем очень важные шаги", – сказала Кая Каллас.
На вопрос о том, получится ли, по ее мнению, убедить Бельгию, Каллас сказала, что об этом будут говорить.
"Все соглашаются в том, что ни одна страна не должна нести все риски в одиночку. Поэтому если нам потребуется разработать механизм, чтобы Бельгия имела те заверения, в которых нуждается, то нужно работать над этим", – отметила главный дипломат ЕС.