Более чем половина этих заведений, говорится в исследовании, непосредственно управляются федеральными или местными органами власти, что свидетельствует "о причастности российского правительства" к похищениям, русификации и милитаризации украинских детей. В расследовании отмечается, что совокупность всех факторов свидетельствуют, что конечной целью этих усилий является "включение украинских детей в российскую военную машину – как в гражданском, так и военном измерении".
В эту сеть входят более 210 локаций, среди которых кадетские училища, военные базы и лагеря, санатории, интернаты, монастыри и университеты, куда попадают сироты и дети с инвалидностью из украинских учреждений на оккупированных территориях, дети, разлученные с родителями на оккупированных территориях, а также дети, которых забирали у родителей в фильтрационных лагерях, созданных Россией.
Согласно исследованию, украинских детей в возрасте от восьми до 18 лет обучают военному делу, в том числе стрельбе, метанию гранат, тактической медицине, управлению беспилотниками (в одном случае детей из Донецкой области доставили на военную базу президентским самолетом для "воздушной подготовки").
Кроме того, детей подвергают идеологическому "перевоспитанию" – в частности, лекциями по истории России или исполнением российского гимна.
К "перевоспитанию", говорится в исследовании, причастны минобороны России, министерство образования, Следственный комитет, управделами президента, а также программы и организации, финансируемые Кремлем (например, "Юнармия" или "Движение первых").
Больше всего объектов "перевоспитания" исследователи обнаружили в оккупированном Россией Крыму (19 локаций), Краснодарском крае (15) и Татарстане (девять).