Один из таких инцидентов произошел на суперъяхте Phi, принадлежащей российскому бизнесмену Сергею Науменко, которая была арестована в марте 2022 года. Сейчас судно стоит в лондонском Канари-Уорф. Капитан судна Гай Бут продолжает его обслуживать вместе с немногочисленным экипажем – двумя инженерами, старшим помощником, поваром и двумя матросами. По словам Бута, яхта подверглась нападению сквоттеров. После этого на борту яхты появилась табличка, которая предупреждает всех потенциальных нарушителей, что они будут преследоваться по всей строгости закона.
Издание отмечает, что в портах по всему миру застряло множество суперъяхт, подобных Phi. За снятие ареста с некоторых из них борются очень дорогие адвокаты, нанятые зачастую непрозрачными владельцами офшоров, говорится в публикации. Антикоррупционные активисты надеялись в то время, что эти суда будут проданы с аукциона, а вырученные средства можно будет пожертвовать Украине. Однако спустя более двух лет с начала войны будущее этих судов остается неопределенным, пишет Financial Times. Отмечается, что на их содержание уходят немалые средства за счет налогоплательщиков стран, в которых стоят эти яхты.
Среди таких примеров упоминается Amadea – судно стоимостью $300 млн, задержанное властями США на Фиджи в 2022 году. Когда министерство юстиции США арестовало Amadea, оно заявило, что судно принадлежало находящемуся под санкциями золотому магнату из Дагестана Сулейману Керимову. Власти США перевезли Amadea с Фиджи в Сан-Диего, где она в настоящее время пришвартована.
За то время, пока Amadea застряла в Сан-Диего, она накопила счета за обслуживание в размере $740 тыс. в месяц, или почти $9 млн в год, которые должно было оплатить правительство США. Из-за этого министерство юстиции попыталось продать судно, утверждая, что расходы на него были "чрезмерными".
Кроме того, арестованные яхты требуют надежной охраны, поскольку существует множество желающих уничтожить их. Издание в качестве примера приводит попытку диверсии на яхте Lady Anastasia, принадлежащей главе "Рособоронэкспорта" Александру Михееву. В 2022 году украинский механик, обслуживавший судно, пытался его затопить.