В составе делегации из пяти человек был иранский ядерщик Али Калванд – представитель секретного подразделения SPND, которое в США называют преемником иранской программы по созданию ядерного оружия, отмечает издание. По его данным, еще в мае 2024 года Калванд обратился к российским партнерам с просьбой о поставках трития, стронция-90 и никеля-63 – радиоактивных изотопов, строго контролируемых международными нормами, но используемых для повышения мощности ядерных боеголовок.
Кроме того, иранскую делегацию интересовали рентгеновские трубки высокой мощности, необходимые для ядерных испытаний, пишет СМИ.
Расследование Financial Times продемонстрировало, что эта иранская делегация посетила российские научные институты, производящие технологии двойного назначения – компоненты с гражданским применением, но, по мнению экспертов, имеющие потенциальное значение для исследований ядерного оружия. Расследование базируется на письмах, проездных документах и иранских и российских корпоративных записях, а также на интервью с западными чиновниками и экспертами по вопросам нераспространения.
Западные эксперты считают, что поездка является частью попыток SPND обойти экспортные ограничения и получить критические компоненты для наращивания ядерного потенциала.
Иранская миссия в Россию, выявленная Financial Times, сама по себе не дает доказательств, которые изменили бы западные оценки ядерной программы Ирана, но это один из примеров такой деятельности, которая вызвала беспокойство у западных разведывательных служб, отмечает издание.
Многочисленные эксперты по вопросам нераспространения, с которыми связалась FT, говорят, что происхождение делегатов, типы российских компаний, с которыми они встречались, и уловки, которые использовались во время их поездки, вызывают подозрение.
Пранай Вадди, занимавший до января 2025 года должность старшего директора по вопросам нераспространения в Совете национальной безопасности США, выразил обеспокоенность тем, что "такие люди могут проводить такие встречи в России, учитывая состояние, в котором находятся Россия и Иран".
Иранское правительство, когда с ним связались через его посольство в Великобритании, не ответило на вопрос о поездках в Россию или их целях, говорится в статье.
Калванд свободно владеет русским языком и окончил Киевский политехнический институт, напомнили журналисты.