"В механизме СВАМ прописан такой пункт, как форс-мажор. То есть предусмотрено, что могут возникнуть какие-то форс-мажорные обстоятельства, и законодательно на уровне ЕС есть возможность учесть эти особые обстоятельства для Украины. Что может быть еще большим форс-мажором в понимании этого механизма, как не война? То есть у нас есть полное право, у Украины, просить отсрочку, чтобы это было не с 2026 года", – подчеркнула Цыганок.
Она отметила, что для Украины важно сформулировать и выполнить план действий по внедрению СВАМ в будущем, что позволит поддержать доверие европейских партнеров.
"Если мы ничего не сделаем, а у нас есть уже такая досадная практика, то проблема просто отсрочится на несколько лет. Но если сейчас не будет отсрочки, то мы получим огромную потерю экономики и социальную проблему, потому что будет увеличен существенно уровень безработицы. Этот механизм ударит по градообразующим предприятиям, а в условиях войны это просто критично! Поэтому, конечно, на грани экономики и экологии это достаточно важный сегодня вопрос", – акцентировала Цыганок.
Украина должна активно влиять на Еврокомиссию не только обращениями от профильных и бизнес-ассоциаций. Для достижения результата активную работу должны продемонстрировать государственные власти на самом высоком уровне, подчеркнула эксперт.
"Сейчас ключевая задача – достучаться до нашего правительства. Ведь если этого не будет сделано, встанет абсолютно четкий и достаточно острый вопрос: а на кого работает наше правительство, если в условиях усиления протекционизма правительства всех стран заботятся о национальном производителе, а правительство Украины в условиях войны делает все для того, чтобы экономика Украины была уничтожена?" – заявила Цыганок.
От правительства Украины в Еврокомиссию должна поступить четкая просьба об отсрочке вместе с детализированным планом действий по декарбонизации на будущее.
"СВАМ – это все-таки экономический механизм, который стимулирует климатическую нейтральность. Поэтому бизнес сейчас заинтересован, как и все украинцы, в том, чтобы это была не просто отсрочка, а реальный план действий. Мы не стоим с протянутой рукой и просим отсрочку. Когда формировался этот механизм, даже никто не представлял, что будет такая ситуация в Украине. Мы являемся заложниками и должны транслировать ЕС, что мы – надежный партнер. Мы просим отсрочить в связи с форс-мажором вступление в действие СВАМ, но мы, взяв на себя обязательства, проведем внутреннюю домашнюю работу", – резюмировала эксперт.