Юрий Фельштинский родился в 1956 году в Москве. В 1978 году эмигрировал в США, продолжил изучение истории и получил степень доктора философии и истории. В 1998 году Фельштинский познакомился с подполковником ФСБ Александром Литвиненко. Через два года совместно с Литвиненко они начали писать книгу "ФСБ взрывает Россию". В ней описывается постепенный захват власти в стране спецслужбами и расследуется причастность ФСБ к серии террористических актов в 1994-1999 годах. В России книга и снятый по ней фильм были запрещены. Интервью с писателем опубликовал сайт "Хартия'97".
Россия просто введет войска и Лукашенко будет поставлен перед фактом
Президент России Владимир Путин может предпринять попытку захвата Беларуси, считает Фельштинский.
"Путин обязан предпринять попытку захвата Беларуси. Думаю, что это стоит на повестке дня. Есть несколько вариантов.
Вариант №1: Лукашенко предложат войти в состав Российской Федерации и разрешить аннексию Беларуси в обмен на то, что он останется фактическим руководителем республики, но при этом она потеряет свою независимость.
Вариант №2: то же самое будет сделано без согласия Лукашенко. Россия просто введет войска и Лукашенко будет поставлен перед фактом.
Вариант №3: в Беларуси будет организовано устранение Лукашенко по сценарию, который был в Афганистане, когда президента Амина устранили советские военные, вошедшие в страну по его просьбе. Никаких проблем с тем, чтобы свергнуть Лукашенко, у Кремля не будет – ни моральных, ни политических, ни технических. Лукашенко зарекомендовал себя во всей Европе как диктатор, никаких симпатий он ни у кого не вызывает. Единственный его возможный союзник – это Путин. Но тот реальным союзником быть не может. Доверять Путину – это самое бессмысленное, что можно делать", – сказал историк.
По словам Фельштинского, украинский конфликт станет толчком для изменений в Беларуси.
"Вопрос в том, какие у Лукашенко есть альтернативные варианты. Я думаю, что их нет. Если предположить, что он искренне решит пойти на союз с Европой и США и станет прозападным президентом, он потеряет власть. Во-первых, при либерализации диктаторских режимов пар в котле, накопленный за многие годы, всегда взрывается. Во-вторых, такая политика Лукашенко будет воспринята Путиным как абсолютно провокационная и станет оправдательным шагом для немедленной агрессии в Беларуси. Поэтому я думаю, что украинский конфликт, созданный руками Путина, станет очень важным толчком для существенных изменений в Беларуси. Если смотреть на календарь событий, это произойдет в 2015 году", – сообщил он.
Серьезной ошибкой российского президента стало то, что воссоздание империи он начал с Украины, а не с Беларуси, считает Фельштинский.
План заключался в том, что к сентябрю 2014 года Украина уже должна была быть присоединена к России
"Если Путин и сделал на данный момент какие-то очень серьезные стратегические ошибки, то одна из них – это то, что воссоздание империи он начал не с Беларуси, а с Украины. Аншлюс Беларуси мог произойти по варианту Крыма. Но сегодня этот аншлюс будет выглядеть совсем иначе. Для всего остального мира это будет уже не тихой аннексией, а насильственной оккупацией с выходом на восточную границу НАТО, прежде всего стран Балтии и Польши. Учитывая, что Путин уже обозначил свои намерения через военную конфронтацию, для Европы, США и НАТО это будет означать поход на Запад. Никто не поверит, что намерения Путина заключаются исключительно в захвате Беларуси. Всем будет понятно, что аннексия Беларуси является стратегическим маневром для последующего броска в Центральную Европу", – сказал он.
По мнению писателя, весь мир уже убедился в том, что Россия создает серьезную угрозу.
"Захват Украины в том изначальном плане, который был, сорвался. План заключался в том, что к сентябрю 2014 года Украина уже должна была быть присоединена к России. После года войны Россия имеет только Крым и кровоточащие раны в виде Луганска и Донецка. Можно не двигаться дальше и достичь при этом довольно серьезной для Путина цели – сделать невозможным вхождение Украины в Евросоюз. Другое дело, какой ценой сегодня достигается эта задача. Всему цивилизованному миру стало понятно, что Путин – опасный диктатор, который пришел к власти в большой стране. Россия сегодня создает реальную угрозу всему миру.
Конечно, противодействие Запада очень слабое, санкции неэффективные, но НАТО начинает предпринимать хоть какие-то шаги. Отношение к Путину стало другим, и все это совпало с падением цен на нефть, рубль упал в два раза. Цена, которую Путин заплатил за создание своего и российского негативного образа, была заплачена. Может быть, этот конфликт в каком-то плане играет на руку сохранению мира во всем мире. Возможно, через российско-украинский конфликт Европа сумеет застраховать себя от большой войны", – рассказал Фельштинский.
По словам писателя, Путин уверен в том, что все, что он делает, приносит России пользу.
Если бы Путин был просто вор или просто бандит, все было бы легко и просто
"Бандитский сценарий — это очень упрощенное понимание того, что происходит. Я, откровенно говоря, против того, чтобы вешать на Путина ярлыки типа "вор" и "бандит". Как историк я также против того, чтобы убийцами и бандитами называли тех же Ленина, Троцкого или Сталина. Эти эпитеты не объясняют сути происходящего. А суть не в том, что Путин вор или бандит. Это суженные и неинтересные категории. Если бы Путин был просто вор или просто бандит, все было бы легко и просто. А это не так! Путин – человек из КГБ, пришел к власти от этой организации и сегодня вместе с ней контролирует всю Россию. У него есть своя, может быть, достаточно аморфная на данный момент, но тем не менее относительно четкая программа. Он очень хорошо знает, чего он хочет.
Очень важный момент – Путин не считает себя злодеем, бандитом и тем более вором. Он уверен, что все, что он делает, правильно для России. И потому происходящее – это сложное явление, а не случайное событие, которое вдруг свалилось нам на голову", – сообщил Фельштинский.
Распад СССР стал самой большой трагедией в жизни российского президента, считает Фельштинский.
"Чего хочет Путин? Думаю, он уже достаточно много сказал в последнее время, начиная с марта 2014 года, когда был оккупирован Крым и были сброшены все маски. Одним из самых важных тезисов, которые он нам сформулировал, безусловно, можно назвать заявление, что распад Советского Союза — самая большая трагедия в его жизни. Стало понятно, что причиной всех несчастий России Путин считает развал СССР.
Когда президент многонационального государства говорит, что он русский националист, это настораживает
Потом он сформулировал новую идею "русского мира", суть которой состоит в том, что есть некий "русский ген", который отличает русских от всего остального человечества.
Затем президент Российской Федерации объявил себя русским националистом. Когда президент многонационального государства говорит, что он русский националист, – это как минимум настораживает", – заявил писатель.
По его мнению, российского президента не волнует поддержка народа или ее отсутствие.
"Россия за эти годы накопила серьезный "подкожный жир", и первые несколько лет многие не будут испытывать сильного экономического давления. Понятно, что будут сбавлять аппетиты, перестанут ездить за границу так часто, как раньше. Да, из-за санкций уже исчезли какие-то продукты, но к этому человек приноравливается. Вызовет ли это падение популярности Путина? Безусловно. Узнаем ли мы об этом? Не факт, потому что популярность через опросы общественного мнения можно обсуждать в стране, где есть свобода. А в стране, где свободы нет, обсуждать всерьез проценты популярности президента, который стал диктатором как минимум не научно.
Политика Кремля не зависит от мнения народа
Поддержка Путина, конечно же, будет падать, в том числе из-за войны на востоке Украины. Кровавая война не может принести популярности. Но его это не слишком волнует, потому что политика Кремля не зависит от мнения народа. Это абсолютно советская система, когда существует правительство, которое управляет страной так, как считает нужным, и советский народ, который живет своей жизнью. У оппозиции нет инструмента влияния на власть. Все, что ей теоретически остается, – это начинать революцию. Но Россия, к сожалению или к счастью, не относится к странам, где в случае чего народ выходит на улицы. Если Путин и опасался Майдана, то, думаю, зря", – сообщил Фельштинский.