Илларионов: Предполагать, что с помощью членства в Совбезе ООН можно будет вернуть Крым, – несерьезно G

Илларионов: Предполагать, что с помощью членства в Совбезе ООН можно будет вернуть Крым, – несерьезно Андрей Илларионов: Я очень сомневаюсь, что в РФ будут согласны обменять отказ от выплаты 3 млрд на что-то другое
Фото: Сергей Крылатов / Gordonua.com
Российский экономист и экс-советник президента РФ Андрей Илларионов рассуждает о том, можно ли считать, что в Украине наступил дефолт, о действиях России, которая настаивает на том, чтобы украинская сторона погасила кредит в размере $3 млрд сейчас, а не в конце года, а также о том, к чему приведет членство Украины в Совете Безопасности ООН.
Власти стараются избегать термина дефолт, особенно относительно собственной деятельности

Россия действительно собирается требовать $3 млрд, это не шутки.  Я очень сомневаюсь, что в РФ будут согласны обменять отказ от выплаты на что-то другое. Сейчас от Украины они мало что могут получить в других местах, поэтому я думаю, что будут нажимать в полном объеме.

Дефолт для Украины уже наступил. Он произошел в результате реструктуризации внешнего государственного долга, о которой так много говорила министр финансов Наталья Яресько – произошло снижение общей суммы долга на 20%. Рассрочка платежей по определению является дефолтом страны. К тому же, этот дефолт лишь частично добровольный – было достаточно большое давление на кредиторов, которые были вынуждены на это пойти. Как бы там ни было, по всем формальным признакам уже то, что произошло летом, является дефолтом страны. Однако если украинское правительство не согласится платить по трехмиллиардному кредиту России,  это будет означать еще один дефолт – второй за этот год.

Дефолт –  достаточно сильное слово, и власти стараются избегать таких терминов, особенно относительно собственной деятельности.  И не случайно госпожа Яресько говорит, что после этой реструктуризации Украина лишь через некоторое время сможет выйти на рынки заимствований. Иными словами, она публично признает, что после осуществления дефолта нормальное коммерческое финансирование на рынках прекращается, потому что кредиторы ошеломлены подобным решением, и им требуется некоторое время, чтобы убедиться в том, что все необходимые процедуры проведены, и страна восстановила свою кредитоспособность – способность не только занимать средства на мировых рынках, но и обслуживать их.

Украина утратила свою кредитоспособность и способность выходить на коммерческие рынки по заимствованию

Украина утратила свою кредитоспособность и способность выходить на коммерческие рынки по заимствованию. Единственное, что она сейчас может получать, – кредитование от государственных публичных кредиторов. Это либо двустороннее кредитование от государств напрямую, либо от межгосударственных организаций типа МВФ, Мирового банка.

Самый главный признак дефолта – отказ от обслуживания и выплаты внешнего и внутреннего долга в соответствии с расписанием, которое было определено при получении этих заимствований. Поскольку это расписание нарушено, причем для ряда кредиторов оно нарушено односторонне со стороны Украины, то это не просто дефолт, это еще недобровольный насильственный дефолт. И по отношению к одному из кредиторов, которым является российское правительство, это правило тоже действует и будет действовать еще в предстоящем месяце. Российская сторона дополнительно подтвердила предстоящий дефолт.  

Это несерьезно – предполагать, что с помощью членства в Совбезе ООН Украина сможет вернуть Крым

Роль ООН, естественно, преувеличена, потому что Украина получила позицию члена Совета Безопасности ООН на ограниченный срок, и за это время у страны просто появляется возможность участвовать в заседаниях Совета Безопасности, высказываться по разным вопросам, вносить темы в повестку дня. Конечно, какие-то дополнительные ресурсы появляются, но предполагать, что с помощью этого ресурса – членства в Совбезе ООН – можно будет вернуть Крым, – это, конечно, несерьезно.

Без согласия России изменить голосование в Совете Безопасности и в самой организации ООН нельзя

Заседание Генеральной ассамблеи ООН было посвящено реформированию организации. Туда ездили президент Украины Петр Порошенко и президент России Владимир Путин, они выступали и высказывали свои соображения по этому поводу. Структура и Устав таковы, что любые реформы ООН можно сделать только с согласия всех пяти постоянных членов Совета Безопасности, одним из которых является Россия. В рамках нынешнего Устава ООН и сохранения каких-либо признаков права в этой части без согласия России изменить голосование в Совете Безопасности и в самой организации ООН нельзя. Ее так и создавали в 1945 году страны-победители, гарантируя свое особое положение в новой системе мировых отношений. Сейчас эта система изменилась де-факто, но она не изменилась де-юре.

Главный в системе Объединенных Наций – Совет Безопасности. Он выполнял свои функции только тогда, когда как минимум все пять его постоянных членов имели одну и ту же точку зрения. Когда общего видения не было, ничего не решалось, и возникали конфликты.

Например, корейская война, когда члены Совета Безопасности голосовали разным способом. Была так называемая военная интервенция ООН под руководством США, а член Совета Безопасности СССР помогал Северной Корее против войск ООН. Это стандартная ситуация, которых было много в течение последних 70 лет.

Единственное заметное отличие от того времени заключается в том, что удельный вес нынешней России в мировой экономике, торговле, в мировом населении гораздо меньше, чем тогда у СССР. И у нынешней России гораздо меньше союзников, чем тогда у СССР, а принципиально ситуация аналогична.

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать