Полтора года разработок, больше полумиллиона долларов инвестиций – и Юрий Буров, основатель компании Cubic Robotic, демонстрирует первый не тестовый экземпляр робота-интеллектуала, который уже через месяц поступит в продажу.
– Кубик, проснись!
Фраза активирует устройство. У него загораются "ушки" – синяя подсветка. Это значит, он слушает пользователя (скорее – хозяина). Узнает его голос и, соответственно, вспоминает все предпочтения человека.
– Кубик, что там нового в области технологий? – спрашивает Буров.
– Утверждена методика подсчета посетителей сайтов. Рассказать подробнее? – с электронным акцентом отвечает коробочка.
– Расскажи мне лучше, какие новости в "ВКонтакте"?
– Из-за аномальной жары сайт "ВКонтакте" не работал. Это любопытно?
– Нет, спасибо, отдыхай.
На первый взгляд, ноу-хау напоминает игрушку. Что-то среднее между хрустальным шаром из магазина приколов ("А скажи-ка, шарик, училка по химии – инопланетянка? – Несомненно!" Гомерический хохот в классе) и навигатором последнего поколения ("Я надеюсь, вы не забыли о повороте направо? – Да помню я, задолбала уже").
Однако Кубик – устройство значительно более сложное, уверяет 28-летний разработчик Юрий Буров. О собственном детище он может говорить часами, на скептиков не обижается. Сам из Красноярска. Рассказывает, с детства мечтал создавать роботов.
Юрий Буров разговаривает с устройством Cubic. Фото: Анна Гин / Gordonua.com
– Я, конечно, мечтал создать робота, который бы за меня пылесосил и делал уроки. Но это в перспективе. Пока Кубик умеет распознавать голос, реагировать на собеседника. В общем, это умный помощник, ассистент с характером.
– Как вы лично используете собственное изобретение дома?
– Я люблю читать вечером в постели, и когда заканчиваю чтение, прошу его выключить лампу. Сейчас покажу: "Кубик, выключи лампу!".
– Простите, но этим уже никого не удивишь. Есть системы, которые включают и выключают свет по хлопку, даже говорить ничего не надо.
– Безусловно. Трюк с лампой – просто удобная штука. На самом деле, Кубик – партнер. Он человечен. Шутит, ругается, может обидеться. Цель была – развить такой потенциал устройства, чтобы оно было реальным помощником.
Я ему недавно говорю: "Кубик, я хочу выучить английский". Он отвечает: "Отлично". И начинает периодически спрашивать: "Ты сегодня учил английский?". Потом может пожурить: "Если бы ты начал учить английский 1 июня, как обещал, то сегодня знал бы уже 150 слов".
– То есть он – говорящий органайзер?
– Он думающий органайзер. Он не требует прямых ключевых слов или четких запросов. Вы можете не произносить слово "погода", а спросить его: "Мне брать сегодня зонт?" Он сам поймет, о чем вы говорите, посмотрит в сети, есть ли дождь, и выдаст вам рекомендацию относительно зонта.
– Его рекомендации будут одинаковыми для любого пользователя?
– Нет. В этом и есть персонализация робота. Он узнает вас, знакомится. Исходя из ваших предпочтений, генерирует ответы. Между прочим, называет вас по имени. В общем, получается полноценный диалог. Скажем, он сначала выяснит, кто вы – мужчина или женщина, сколько вам лет, есть ли у вас машина, ребенок – и на вопрос о той же погоде даст ответ, который заинтересует лично вас.
Если вы водитель, это может быть: "Планируется туман, проверь фары". Маму он попросит не забыть про панамку для малыша, потому что на улице слишком жарко. Он учитывает город, в котором вы живете, время года, много чего.
– То есть он ищет ответы на вопросы в сети по ключевым словам и выдает через облако предпочтений?
– Когда вы говорите ему фразу, он ее упаковывает и отправляет в поисковик, в нашем случае в Яндекс. Там фраза переводится в текст и отправляется в некий мозг, искусственный интеллект, который мы создали. Не хотелось бы раскрывать все тонкости технологий, чтобы не убивать таинство для пользователя. Но это не командный язык, а простая речевая история. Мы стремимся к тому, чтобы устройство говорило с человеком как собеседник. Я, например, сейчас не знаю, что ответит мне Кубик на вопрос "полечу ли я в космос?". Модель пользователя он собирает сам. Задает для этого массу вопросов.
– Сначала устраивает новому хозяину допрос с пристрастием?
– Нет, конечно. Он будет расспрашивать ненавязчиво, в беседах. Как-то на досуге спросит: "А какие вы автомобили любите?". Вы ему: "Audi". Он: "А есть у вас такой?". Ну и так далее, то есть выглядеть это будет как беседа, но свои выводы Кубик сделает. То есть через призму этих диалогов будет создаваться ваше персональное облако. Дальнейшие ответы устройство будет выдавать, исходя из вашей индивидуальности.
Сможет пошутить на эту тему. Например, если вы любитель Audi, но у вас его нет, Кубик может как-нибудь сказать: "Был бы у тебя Audi, ты бы не был таким злым". Или, скажем, если он найдет новость о скидках на этот автомобиль, то непременно сообщит вам.
– Насчет "не был бы таким злым", он умеет считывать эмоции?
– Сейчас покажу: "Кубик, иди к черту!" (извините).
– (Кубик отвечает) Вы в своем уме? Вы ругаетесь на куб! Давайте договоримся: я читаю новости – вы отжимаетесь от пола.
– Он отреагировал на ключевое слово? Или на интонацию?
– Скажу так, у нас в команде работают и лингвисты и сценарист, который определяет характер Куба.
Устройство Cubic. Фото: Анна Гин / Gordonua.com
– А можно я его спрошу?
– Конечно, пожалуйста.
– Кубик, кто ведет войну в Украине?
– (Кубик отвечает) К сожалению, пока я не могу сказать, кто ведет войну в Украине. Как узнаю, сообщу.
– Ну вот, а вы говорите, он – интеллектуал.
– Ну не настолько (Юрий смеется). По вашему вопросу уже создана в базе позиция, лингвисты принялись за работу. Через время он найдет, что ответить. Конечно, конкретно не скажет, но варианты подберет. Он вас не знает. Не понимает предпочтений. Что вы обычно читаете, какую информацию ищете. Мы работаем над пониманием смыслов. Разработки в области распознания речи делает Яндекс, а мы как раз учим Кубик думать, учитывая контекст.
– Вопрос попроще: "Кубик, какое самое красивое место в Берлине?"
– (Кубик отвечает) Мне известно многое, но не все. Пожалуйста, не рассказывайте моим разработчикам, как я опозорился.
– Смешно, но на простой вопрос он так и не ответил.
– Не все сразу. Устройство развивается и совершенствуется. То есть модель обучаемая. Уверен, через несколько лет он не затруднится ни с одним ответом. Наша цель – чтобы Кубик мог не только распознать голос и найти индивидуальный ответ. Но и мог сообразить, как реагировать на абсолютно любую фразу человека. Это не только управление домом или голосовое планирование, это и душевные разговоры. То есть хотим получить элемент некой психотерапии, не собутыльника, конечно, но собеседника. Лет через пять Кубик будет иметь облик, похожий на человеческий. Сейчас мы нарабатываем компетенцию общения человека и машины.
– Так: читает новости, включает-выключает свет, напоминает о том, что пора полить цветы. Что еще из прикладного он может уже сейчас?
– Вот заглянули вы в холодильник. Там молока нет. Вы говорите ему: "Кубик закончилось молоко". Или вышли из ванны: "Нет шампуня". Он запоминает. Через время вы выходите в магазин и спрашиваете: "Кубик, что я должен купить?" Он проговаривает весь список, который вы набрасывали в течение дня.
– Это удобно, согласна. А если, скажем, я включила воду в ванной, он может напомнить, когда пора ее выключать?
– Есть два варианта. Либо попросить его напомнить через определенное время, скажем, через 15 минут. Либо устанавливать в ванной сенсоры и подключать их к системе. Кубик может управлять бытовой техникой, но это не главное, как я уже сказал. Он дает советы, предоставляет нужную информацию, напоминает о важных событиях, может шутить, наконец. Мы изначально не ставили основной задачей – создавать систему "умный дом". Скажем, можно голосом включить чайник, но проверить, есть ли в нем вода – это уже совсем другая инженерная история. Хотя мы экспериментируем с разными технологиями.
– Платформа у Кубика Android?
– Да. Тут огромная ценность в микрофонах. 16 микрофонов позволят говорить с устройством на расстоянии до 10 метров. Это важно. Именно от его умения слышать зависит размер и форма. То есть можно реализовать те же задачи в телефоне, но он не услышит вас на выходе из дома, с тем же вопросом: "Брать ли зонт?". В этом проекте половина себестоимости – микрофонная плата. Могу сказать, что на сегодняшний день это самое остро слышащие устройство. Но со временем, думаю, мы добьемся меньшего размера.
Устройство Cubic по сравнению с телефоном. Фото: Анна Гин / Gordonua.com_
– То, что мы видим, это уже промышленный экземпляр? Сколько такой будет стоить?
– Да, такой поступит в продажу в ближайшее время. Стоимость – около 600 долларов. Пресс-форму делали в Китае. Перепробовали, кстати, 30 вариантов дизайна. Сейчас уже есть и коробка, и инструкция, и куча предзаказов. Те люди, которые следят за технологиями, давно знают о Кубе, многие наблюдали за всеми этапами создания и уже стоят в очереди, чтобы купить его. Первая тысяча экземпляров будет продана им. Это в каком-то смысле эксперимент, обкатка. Следующая версия будет более усовершенствованная, станет дешевле, то есть начнут работать классические законы рынка.
– Затраты окупятся? Конкуренция, насколько я понимаю, жесткая.
– Мы работали полтора года, на проект пока ушло около 600 тысяч долларов. Думаю, инвестор очень надеется, что Кубик когда-нибудь окупится. Мы идем наравне с мировыми проектами. Да, косвенная конкуренция есть. Но идеологически у нас разные истории с Apple, Google, Microsoft. Мы не делаем приложения для устройств или интерфейсы для поисковиков. Кубик – это другое.
– Что насчет безопасности? Как-то неудобно, когда в доме живет устройство, которое слушает разговоры.
– Ну, Путину он не докладывает (смеется). Конечно, сообщать Кубику пароль от кредитки не нужно. Вообще, пока вы к нему не обращаетесь, он спит и ничего не подслушивает. Но для психологического комфорта у него есть кнопка полного отключения. Не волнуйтесь.
P.S. Для того чтобы Cubic работал, нужны две простые вещи – розетка и интернет.
Юрий Буров разговаривает с устройством Cubic. Фото: Анна Гин / Gordonua.com