В отличие от многих своих коллег, размышляющих о событиях на Донбассе с безопасного расстояния, ведущий журналист радиостанции "Эхо Москвы" Юлия Латынина в тех краях успела побывать. Правда, ее короткое путешествие в Донецк пришлось на апрель, когда в городе еще не стреляли, и «мирные протестующие», захватив несколько админзданий, вызывали скорее любопытство, чем страх. Всего за четыре месяца ситуация на Донетчине и Луганщине изменилась настолько, что развернулась настоящая война, и пропасть между Украиной и Россией, поддержавшей сепаратизм и терроризм в нашей стране, стала еще шире...
Попробовал бы кто-нибудь в России взять штурмом обладминистрацию!
– Юля, 17 августа в Новосибирске планируется проведение "Марша за федерализацию", жители Калининградской области тоже готовятся пройти маршем в этот день. Генпрокуратура РФ уже заблокировала страницы организаторов акции в соцсетях, информационные ресурсы, в случае размещения ее анонсов, окажутся под запретом. Почему Россия так строга к внутренним проявлениям сепаратизма и столь явно опекает его в Украине?
– Этим и отличается политика России от политики западных государств, которые руководствуются одним и тем же набором принципов по отношению как к своей стране, так и к другим государствам. Грубо говоря, демократический Запад за демократию и в других странах. Владимир Владимирович Путин все делает наоборот. В тот самый момент, когда в Крыму проводится референдум и утверждается, что это волеизъявление народа, в России запрещаются выборы мэров и, фактически, губернаторов. Кремль пресекает малейшие попытки сепаратизма в своей стране и поощряет их в Украине. Кремль утверждает, что народ взял штурмом Донецкую обладминистрацию, хотя сколько там было действительно местного народа и сколько пришлых россиян – это большой вопрос. Но попробовал бы кто-нибудь в России взять штурмом обладминистрацию!
– Или пройтись по улице с украинским флагом…
– Ну, я думаю, с украинским флагом при определенных условиях пройтись все-таки можно, а если кто-то в рыло даст, так сейчас и за российский флаг в рыло дать могут.
– Недавно сайт "Эха Москвы" проводил опрос на тему: "За кого бы вы проголосовали на выборах президента в 2018 году?". Из предложенных кандидатов – Путин и Игорь Гиркин (Стрелок), который командует террористами в Донецкой области. Как ни удивительно, он значительно опередил лидера РФ по числу голосов. Можно ли серьезно относиться к такому результату?
– Ну, это все равно что проводить в интернете опрос, дабы узнать, как много людей пользуется интернетом. 100% пользователей на этот вопрос ответят "да". Но я не исключаю, что если бы сегодня в России проходила президентская избирательная кампания, Гиркин опередил бы Путина. Судя по всему, Путин это чувствует, и он не в восторге.
В представлении этой гопоты великая Россия – это когда человека можно держать в подвале в заточении
– Выходит, он сам взрастил опасного конкурента? Но речь ведь не о политике с именем или общественном деятеле, это просто некто Гиркин, наследивший в Приднестровье и Чечне…
– Не думаю, что Гиркин представляет для Кремля серьезную угрозу. Если вы имеете дело с населением, 88% которого можно убедить, что "проклятые укры" сами сбили малайзийский Boeing, то, я вас уверяю, тех же людей, если у них нет своих мозгов, ничего не стоит убедить в том, что Гиркин не является подходящим кандидатом. В принципе, это удачливый пассионарный командир, такие в феодальные времена становились герцогами и баронами, в 1917-м – командирами Красной Армии или выдающимися белогвардейскими офицерами, а в 30-х годах их обычно расстреливали. Он, безусловно, талантливый организатор, человек с большим количество принципов. Я не могу этим принципам сочувствовать, но он явно отличается от той гопоты, которой командует.
Думаю, Гиркин сыграл очень большую роль во всей этой истории с Украиной, и если бы не он, украинская армия давно взяла бы Донецк, а вся эта гопота, несмотря на "Грады" и поддержку с российской стороны, разбежалась бы. Во всяком случае, не Бородай и не Пушилин эту толпу бы организовывали. Большая часть этих людей воюет без особых подвигов, и заметно, что в их представлении великая Россия – это когда человека можно держать в подвале в заточении. Героическая смерть на поле боя в их понятийный ряд как-то не входит, в отличие от Гиркина.
– Даст Бог, Донбасс очень скоро будет жить без него. Где же Гиркину применять потом свои "выдающиеся" военные качества – не в России ли?
– Я не вижу для России опасности от него в текущей ситуации, но когда у нас произойдет какая-то резкая катастрофа, связанная, допустим, с экономикой, то, безусловно, очень быстро вырастут лидеры, опасные для Путина, и одним из них вполне может стать Гиркин. Если, конечно, его к этому времени не шлепнут свои же.
Миллиарды, которые Янукович вывез в Россию, в Украину не вернутся, но и у него самого не останутся: его просто разденут
– В своем блоге на "Эхе Москвы" вы пишете, что в Кремле бродит призрак "оранжевой революции". Вы считаете, революция в России неминуема?
– Нет, я как раз всегда подчеркиваю, что это абсолютно невозможно в стране, где практически все население в том или иной виде получает нефтяную ренту от государства. Вот уже десять лет, с 2004-го, Кремль пребывает в уверенности, что проклятые Соединенные Штаты готовят российскую "оранжевую революцию", облучают россиян, подсыпают в щи тараканов и всяческим образом стараются вредить великому Путину. Это тот случай, когда можно говорить о неадекватности – когда человек и сам живет в таком мире, и навязывает свое представление стране.
– Вы сейчас о неадекватности клинической?
– Трудно сказать. Это философский вопрос – о том, как представление тех или иных политических вождей или религиозных деятелей формирует мир, в котором они живут.
– Недавно в Великобритании и Бельгии прошли памятные мероприятия по поводу 100-летия начала Первой мировой войны, но Путина на них не пригласили. Вы считаете, Россия окончательно лишилась союзников?
– Без союзников она осталась давно и сама констатировала, что все против нее. А что, собственно, страшного? Разве Россия собирается воевать? Она собирается мелко гадить и кричать, что все ее обидели. В этой ситуации ей вполне комфортно без союзников.
– Значит, вы считаете, что Россия не собирается вводить войска в Украину? Зачем же тогда стягивает их к украинским границам?
– Ну, кто может знать, что сделает Владимир Владимирович завтра? Еще за два дня до аннексии Крыма никто не брался предсказать, что все так выйдет. Войска к украинским границам Россия стягивает достаточно давно, и если бы Путин нуждался в каком-то предлоге, чтобы ввести их в Донецк и Луганск, если бы он этого хотел, то, наверное, давно бы уже это сделал.
– Россия приютила беглого Януковича и его соратников. Вы считаете, Путин из простого человеческого сочувствия укрывает экс-президента Украины?
– Ну а как выпустить такую жирную птицу, у которой столько денег, и эти деньги не защищены? Миллиарды, которые Янукович вывез в Россию, в Украину не вернутся, но и у него самого не останутся: его просто разденут». Вокруг него окажутся некие силовики, которые ласково объяснят, что он по жизни виноват и должен.
– Телеканал Ren TV на днях закрыл информационную программу "Неделя с Марианной Максимовской", последнюю из тех, что позволяла себе легкую критику в адрес правительства. Для российского зрителя окончательно захлопнулось окно в Европу? Что ему теперь делать?
– Думать головой. У него эта возможность была до закрытия программы Максимовской, останется и после.