"Я вернулась. Во всех значениях этого слова. Спасибо всем, кто поддерживал и боролся, и сочувствую всем, кто не ждал", – написала Юлия Тимошенко в своем Twitter 19 марта, когда приехала в Украину из Германии, где некоторое время была на лечении. В этом коротком твите, как ни странно, изложена вся ее предвыборная программа.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПОЗДАНИЕ
Тимошенко, без сомнения, хочет стать президентом Украины. Со своим выдвижением она решила тянуть до самого последнего дня, ее решение до сих пор не оглашено, но ее желание, тем не менее, очевидно. Тимошенко хочет стать тем главным действующим лицом в украинской политике, каким она могла стать в 2010-м году.
Тогда она упустила свой шанс, во многом благодаря противодействию крупнейших украинских промышленников. Миллиардеры испугались ее неуважительного отношения к результатам передела собственности в предыдущие годы и поддержали кандидатуру Януковича, который не предлагал им ничего, кроме дальнейшего обогащения. Еще большую роль в проигрыше Тимошенко в 2010-м году сыграл тот факт, что она противопоставила себя всему украинскому сообществу власти: от президента Ющенко, с которым враждовала, до Сергея Тигипко, с которым так и не смогла найти общий язык, хотя он и занял третье место в первом туре выборов-2010.
Тимошенко сохраняет общий конфликтный имидж. Если коротко – она идет во власть, чтобы продолжить конфликт
Олигархи, видные чиновники, депутаты, действительно, совсем не ждали возвращения Тимошенко. Еще в ноябре 2013-го абсолютное большинство из них было уверено, что Тимошенко будет сидеть в тюрьме очень долго, если не пожизненно. И вели они себя соответственно этой уверенности.
Майдан все изменил. Сама Тимошенко сейчас явно заинтересована в реванше. Она упустила годы президентства Януковича; она наверняка помнит о каждом из очень многих, кто в этом, по ее мнению, виноват или кто этому просто не препятствовал. Она накапливала силы и питала мечты о власти, пока была за решеткой. И вот она вернулась. Но вернулась Тимошенко к людям, которые уже удовлетворили свою жажду реванша.
За те зимние месяцы, пока Майдан боролся против Януковича и пока сама Тимошенко все еще находилась в тюрьме, украинские избиратели в массе своей получили моральную компенсацию за страдания и унижения, пережитые при президенте Януковиче. Его позорный побег из Украины, брошенное любимое Межигорье, по которому смогли прогуляться десятки тысяч человек – это поставило точку в истории с реваншем. От Януковича уже не осталось ничего, кроме позора.
ЕЕ КОНФЛИКТОЛОГИЯ
И вот президентом намерен стать человек, который хочет взять реванш как бы еще раз. Популярна ли такая идея? Не очень. С этим Тимошенко опоздала. Это видно в том числе и по рейтингам возможных кандидатов в президенты на старте предвыборной кампании. На днях четыре социологические службы провели опрос населения – оказалось, что Тимошенко на третьем месте. На первом месте Петр Порошенко (24,9%) на втором – Виталий Кличко (8,9%), а у Тимошенко только 8,2%. В спину ей дышит Тигипко с 7,3%. Представим, что Порошенко и Кличко, или Порошенко и Тигипко, или они втроем объединят свои силы против Тимошенко во втором туре. Сможет ли Тимошенко их победить? Пока – то есть за два месяца до дня голосования – более вероятен негативный ответ.
Итак, отчего же результат у Тимошенко так мал, если личность ее так ярка? Дело в том, что она идет на эти выборы без позитивной программы. Тимошенко отрицает Путина и его политику по отношению к Украине – но этим сейчас в Украине никого не удивишь. Тимошенко отрицает регионалов и их политику в предыдущие годы – но на этом пытаются заработать предвыборные очки все, и в том числе сами регионалы. Тимошенко, как избиратели знают, до сих пор сохраняет конфликтные отношения со многими ключевыми персонами в украинской политике, вроде Порошенко, и общий конфликтный имидж. Если описать кратко, она идет во власть, чтобы продолжить конфликт. Причем даже ее образ харизматика, способного вытянуть Украину буквально за шиворот из пучины кризиса, построен на конфликте: мол, Тимошенко войдет в конфликт с неблагоприятными политическо-экономическими обстоятельствами и победит.
Вот более серьезная проблема: речь идет о ее привычке строить политику, основываясь на неформальных контактах в среде оппонентов
Наверное, обоснованным будет предположение о том, что украинцы за последние горячие месяцы от конфликтов все-таки устали. Отсюда – и третье место в рейтингах.
Что же созидательного есть в ее имидже как кандидата в президенты? Вопрос пока без ответа. С одной стороны, на него нельзя ответить, воспользовавшись властью, как в 2010-м году, когда Тимошенко была премьером и эксплуатировала лозунг "Она работает!". А с другой стороны, Тимошенко не сможет дать ответ на этот вопрос и отмежевавшись от власти – все-таки именно ее партия сейчас де-факто правящая. Да и, мягко говоря, правящая не очень-то успешно.
Впрочем, проблему отсутствия позитивной программы за два месяца предвыборной кампании решить еще можно. А вот другую проблему, более серьезную, Тимошенко уже решить не успеет – да и вообще, наверное, полагает, что это не проблема вовсе, а преимущество. Речь идет о ее привычке строить политику, основываясь на неформальных контактах в среде, казалось бы, оппонентов.
ГОСТЬЯ ИЗ ПРОШЛОГО
Взгляните, например, на фигуру Рината Ахметова. Есть ли у него свой кандидат на этих президентских выборах? Тигипко – точно не его кандидат. Может быть, Михаил Добкин сможет стать его кандидатом? Даже если и вообразить такой политический поворот, то все равно Добкин не сможет стать президентом. Вот еще Юрий Бойко заявил о своем выдвижении, но это, похоже, всего лишь попытка спасти себя от допросов в контексте уголовного преследования главы НАК "Нафтегаз" Евгения Бакулина. В общем, как быть неофициальному хозяину Донбасса на этих выборах, если он, допустим, хорошо запомнил Порошенко образца 2005 года? Напомню, тогда Петр Порошенко был на вершине власти и вел себя достаточно заносчиво в отношениях с "донецкими". Ответ простой: договариваться с Тимошенко. И сама она вполне может пойти на такую договоренность с Ахметовым, это в ее характере.
Западные политики, хотя и встречали Тимошенко с радостью, тем не менее, не подставляли ей свое плечо
С другой стороны, возьмем позицию Путина. Еще 4 марта во время общения с журналистами в Ново-Огарево он дал понять, что готов сотрудничать с Тимошенко. Путин сказал тогда: "Мы работали всегда достаточно успешно с властями Украины совсем разных политических взглядов – и с Леонидом Даниловичем работали, и с Ющенко работали. И я как председатель правительства Российской Федерации работал с Тимошенко: я к ней ездил, она приезжала в Россию. Разные были ситуации, и споры были, и договоренности были. Но это была в целом конструктивная работа. Если она захочет приехать в Россию, пускай приезжает. Но сегодня она – не председатель правительства. В каком качестве она приедет? Но препятствовать тому, чтобы она приехала в Россию, я лично не собираюсь".
Это был максимально прозрачный, по кремлевским меркам, намек, кого именно Путин хочет видеть в качестве переговорщика от Украины. К тому моменту Тимошенко уже успела пообещать на Майдане, что революция, произошедшая в Украине, неминуемо продолжится в других постсоветских государствах, где авторитарные режимы тоже должны пасть. Дескать, надо и Кремль освободить. Но Путина и это не смутило. Затем Тимошенко еще не раз в самых жестких выражениях высказывалась и о Путине, и о политике России, и о будущем отношений между Украиной и Россией, однако это не стало причиной такого же шельмования Тимошенко в российских медиа, какому подвергаются другие украинские политики и по менее значительным поводам.
Таким образом, вот и еще одно объяснение того, почему избиратели воспринимают Тимошенко довольно холодно. Со своей конфликтностью и бэкграундом в области неформальных связей она – пока слишком из прошлого, чтобы удовлетворить украинцев, которые, избавившись от Януковича, заинтересовались будущим.
Похоже, примерно так к ней относятся и на Западе. Вспомните: когда Тимошенко вышла на свободу и в Украине решался вопрос о власти на переходный период, как прозрачно намекали ей в Америке и Европе, что надо все-таки не о политике думать, а пройти столь необходимое лечение! Запад, конечно, будет сотрудничать с ней, если Тимошенко станет следующим украинским президентом, тут никаких сомнений быть не должно. Но в те последние дни февраля, которые стали первыми днями Тимошенко на свободе, было очень хорошо видно, что западные политики, хотя и встречают Тимошенко с радостью, тем не менее, не подставляют ей свое плечо.
***
Стартовые позиции у Тимошенко плохие. Реванш, который она олицетворяет собой, сегодня явно не в моде. Ее добрые отношения с Путиным, пиком которых стало заключение известного газового соглашения, скорее отпугнут национально настроенных избирателей, чем привлекут. На европейском направлении она уступает по своему значению Порошенко, который даже участвовал в написании Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. Ну а для избирателей юго-востока Украины Тимошенко уж точно проблемный политик после множества антироссийских заявлений, сделанных ею в процессе заигрывания с Майданом.